Подойдет лечение или нет? Этим вопросом задаются даже самые профессиональные из врачей.
Но его получится избежать, когда медицина станет максимально персонализированной и персонифицированной. А это невозможно без активного внедрения в нее технологий искусственного интеллекта, компьютерного моделирования и передовых методов визуализации данных.
Как раз об этом говорили на пресс-завтраке «BIG DATA & Искусственный интеллект» в рамках научно-практической конференции ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой «Современная ревматология — эволюция взглядов pro et contra». Своими мыслями на тему поделились Шепард Мпофу, глобальный руководитель программ клинических разработок в области иммунологии, гепатологии и дерматологии «Новартис», и Александр Дубиков, главный врач «Клиники ревматологии профессора Дубикова А.И.» во Владивостоке.
А мы по традиции резюмировали для вас самое интересное.
Зачем в медицине технологии?
Новые технологии нужны, чтобы лучше понимать процессы, происходящие в организме, оптимизировать препараты. Сегодня в России наблюдается конфликт интересов между растущим объемом данных и врачами, которые продолжают придерживаться принципов «ползучего эмпиризма» — назначения препаратов одного за другим в попытках найти тот, который будет работать для пациента лучше всего.
В чем проблема систематизации данных?
Систематизировать данные, хотя их действительно много, не так просто, как может показаться. Специалисты часто пытаются сделать вывод о многом на основе малого, но это не работает. Или, по крайней мере, не в этом случае. Основная цель сегодня — научиться правильно фильтровать тот массив данных, которые у нас уже есть, чтобы включать в анализ только то, что действительно нужно, отсеивая лишнее.
Что это значит для пациентов?
- Персонифицированная терапия — лучшее решение, позволяющее раньше диагностировать патологию и, соответственно, более эффективно работать с пациентами. Некоторые люди прекрасно лечатся от нескольких патологий всего одним препаратом. Почему? Вероятно, для этого есть определенная генетическая база. Если суммировать информацию о пациенте, вылечить его будет проще (как, впрочем, и гарантировать результат или даже предупредить заболевание).
- Каждый пациент — это отдельная сложная система. Так что его важно рассматривать не частями, обращая внимание на ту или иную патологию, но в комплексе. И при подборе лечения учитывать все, что происходит и происходило с человеком, поскольку это может прямо влиять на результативность.
- С помощью компьютерных технологий можно отслеживать изменения в реальном времени, смотреть, какой результат дает определенное лечение при определенной совокупности факторов. Плюс, технологии машинного обучения позволяют использовать все данные, которые есть в сети, включая результаты других исследований. А это — невероятные возможности.
К чему должны быть готовы врачи?
Персонализированная медицина — это революция, потому что с ней пациент сразу получит правильное лечение, а врачи станут более уверенно назначать препараты. Онкологи уже могут таргетно подбирать терапию по молекулярным факторам. Теперь настало время всех остальных врачей. Но они, это важно, должны быть готовы. И осуществляться подготовка должна на государственном уровне через университетские программы.
Для чего это нужно государству?
Для государства все это не просто важно, но даже нужно, поскольку экономия — даже не говоря о масштабном оздоровлении населения — получится значительной. И это становится очевидным, если учесть, что государство тратит 1 млн. рублей в год на одного пациента, а фармкомпания — 2 млрд. долларов на разработку одной молекулы (тогда как на рынок выходит только 1 из 10 молекул).
Комментарии читателей