В семье, где есть тяжелобольной человек, рано или поздно наступает момент, когда семья понимает, что ее ресурсов не хватает на то, чтобы обеспечить их родственнику надлежащий уход. Многие не решаются на такой шаг из-за того, что считают именно себя обязанными выполнять непростой уход, а решение взять сиделку расценивают как собственный проигрыш в этой нелегкой битве.
О том, как все же решиться и пригласить в дом сиделку, как выбрать такого специалиста и не прогадать, рассказывает Анна Касьянова, руководитель выездной службы помощи людям с БАС (бокового амиотрофического склероза) при АНО ЦКБ Святителя Алексея, член правления благотворительного фонда «Живи сейчас».
Непростое решение
Решение пригласить в дом специалиста по патронажному уходу дается семье очень непросто. Чаще всего перед нами, специалистами службы, стоит проблема – как семью подвести к пониманию того, что они не справляются, и им уже пора взять сиделку. Когда в семье появляется болеющий человек, родным очень сложно на это решиться. Семья объединяется и представить, что в эту систему придет чужой человек извне им очень сложно. Принятие этого решения нередко занимает не один месяц.
После того как мы разговариваем с семьей и семья решает, что она действительно не справляется и готова взять человека, дальше встает вопрос как найти ту самую сиделку, которая не только сможет войти в эту семью, но и будет профессиональной.
Человеческие качества
Тут я бы рассмотрела два аспекта: человеческие качества и профессионализм. Человеческие качества во многом преобладают в выборе сиделки семьей. Так как этот человек будет в ряде случаев жить с ними круглосуточно не один месяц, а может даже и год, то такие факторы как совпадение привычек, громкость голоса, манера выражаться и двигаться, внешний вид, как бы это не казалось странным, очень влияют. Если человек не совпадает по каким-то параметрам с семьей и их привычками с их представлениями о внешнем виде и качестве общения, то этот человек не продержится долго, даже если он профессионален.
Очень важно понравиться друг другу на эмоциональном уровне. Для этого семья и мы долго разговариваем о привычках сиделки, о том, что она любит, чем увлекается, какая у нее семья, а лишь потом переходим к обсуждению профессиональных качеств.
Добросовестность, честность, умение работать и трудолюбие очень важны. Это очень сложная профессия. Нужно любить людей, быть сильной эмоционально. Уметь слышать и слушать, уметь где-то промолчать, где-то настоять на своем – болеющий человек становится капризным, а иногда и эгоистичным. Нужно уметь не прогнуться под него, но при этом услышать его желания. Очень важно сделать так, чтобы последние годы и месяцы жизни человек, провел в комфорте и уюте, и был услышан.
Важно, чтобы сиделка умела слышать и умела разговаривать, так как человек в замкнутом пространстве теряет связь с внешним миром – порой только одна сиделка хоть как-то связывает болеющего человека с внешним миром.
Профессионализм
После того как семья понимает, что определенные качества, важные для них, у сиделки присутствуют, то мы переходим к профессиональным качествам. В нашей стране нет профессии сиделки, нет единого обучения и единых требований к тому, что должна уметь сиделка. Чаще всего это личный опыт человека, который уже сидел с какими-то больными и лично чему-то научился.
На собеседовании смотрим все документы, стаж работы. Важно узнать, с каким категориями человек работал – были это просто пожилые люди, лежачие больные, пациенты с неизлечимыми болезнями. Спрашиваем, есть ли медицинское образование, уточняем, сколько проработал на последнем месте работы, двух или даже трех. Нужно понять, почему человек часто менял место работы, если такое было.
Можно спросить, приходилось ли оказывать первую помощь. Мы работаем с пациентами с БАС – это сложная и неизлечимая болезнь, при которой постепенно отмирают мышцы и человек прекращает ходить, дышать, разговаривать, дышать.
Важно понять, какие специфические навыки есть у сиделки. Работала она, например, с умирающими, насколько она сама готова работать с таким пациентом: умеет ли она работать с гастростомой, трахеостомой; знает ли особенности ухода за лежачим больным – как часто его надо переворачивать, как купать, как пересаживать, что делать, если выпала гастростома.
И в принципе, если по человеческим качествам сиделка подошла, то обучить сиделку можно – уже 2 года функционирует проект «Подменные сиделки» при нашей выездной службе, разработанный совместно с фондом «Живи сейчас». Если человек прошел собеседование, то сначала сиделка проходит курс обучения в АНО Патронажная школа «Внимание и забота», ее не отправляют сразу в семью. Там мы рассказываем, как кормить, какие можно делать упражнения, говорим о специфике таких больных. Подменная сиделка может заменить родственников или сиделку, которая 24 часа в сутки обеспечивает уход. Она умеет делать все: и ухаживать, и психологически подбодрить.
В 2017 году фонд «Живи сейчас» получил грант Президента Российской Федерации на развитие службы подменных сиделок («на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов») – до этого было 3 подменные сиделки, а сейчас можем набрать в штат 9 специалистов, 2 эрготерапевта. Важно, что сейчас государство поддерживает нас.
Хочется надеяться, что в будущем появится четкое описание того, что должна знать и уметь сиделка, появится регламент. Это важная профессия, требующая большого количества навыков, которая очень важна для общества.
Комментарии читателей