10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day). Отмечается он в 27-ой раз при поддержке Всемирной организации здравоохранения.
Сегодня мы уделяем много внимания проблемам физического здоровья. Растет информированность о заболеваниях сердца и сосудов, кишечника, костной системы, аутоиммунных заболеваниях. О проблемах психики нам следует знать не меньше. Хотя бы потому, что даже хорошее физическое здоровье не принесет радости человеку в депрессии, которая на сегодняшний день является самым распространенным психическим заболеванием в мире.
В этом году ВОЗ обращает наше внимание на психические проблемы у детей и подростков. Очень часто нарушения психики ассоциируются с более взрослыми людьми: кризисы, разочарования, безысходность кажутся спутниками зрелых лет. Проблемы детей кажутся несерьезными, но важнее всего то, как сам ребенок их воспринимает.
Половина всех психических заболеваний начинается в возрасте до 14 лет
Сейчас много говорят о причинах болезней психики, ученые находят гены, ассоциированные с теми или иными расстройствами. Но никто не отрицает, что чаще всего есть некий спусковой крючок к началу болезни. Для ребенка таким триггером может стать что-угодно: развод родителей, переезд на новое место, проблемы в школе (с учебой, с друзьями, с романтическими отношениями).
Поэтому если у ребенка изменилось поведение, он стал замкнутым, раздражительным и напряженным, у него появились вспышки гнева, сильные страхи, проблемы со сном, если ребенок проявляет навязчивое недовольство своей внешностью (лицо, фигура), стремится худеть будучи и без того стройным, причиняет вред себе или животным — не нужно думать, что все в порядке и пройдет само — это в любом случае не норма, а возможно, первый сигнал о развитии психического заболевания.
Специалисты ВОЗ говорят, что самоубийство является второй по значимости причиной смерти среди людей в возрасте 15-20 лет.
Поэтому сейчас все шире признается необходимость помогать молодым людям в формировании психической устойчивости с самого раннего возраста, с тем чтобы они умели преодолевать жизненные трудности. Старый подход, что ребенок сам и только сам должен нащупать в себе опоры и повзрослеть — не оправдывает себя. Слишком много взрослых так и не справились и находятся в плохом психическом состоянии, глотая антидепрессанты горстями. Естественно, вклад людей с нарушениями психики в семью, работу, социальную жизнь чаще всего снижен.
Как можно помочь формированию психической устойчивости детей? Во-первых, нужна информация о симптомах тех или иных нарушений. Она дается с тем, чтобы тревожные симптомы не казались нормой. Далее требуется устранение стигмы, связанной с психическими нарушениями, чтобы люди не боялись обратиться к врачам и психологам. Важна, разумеется, и профилактика. Родители и учителя могут объяснить, как формируются навыки для преодоления жизненных трудностей, в чем нужно искать реальную опору, в каких вопросах нельзя заходить слишком далеко и чем это опасно.
Врачей-педиатров собираются дополнительно обучать для выявления и ведения психических расстройств. ВОЗ призывает также осуществлять инвестиции на государственном уровне в привлечение социального, здравоохранительного и образовательного секторов к реализации программ по охране психического здоровья детей и молодежи.
Комментарии (0)