Опухоли умны. Они могут перепрограммировать свои внутренние схемы и разрабатывать новые стратегии выживания, даже после того, как сперва поддались целенаправленной терапии.
Взять хотя бы такое прогрессивное лечение, как терапия ингибиторами тирозинкиназы рецептора эпидермального фактора роста (EGFR) третьего поколения. Эти препараты применяют в терапии рака легких и колоректального рака. Они нацелены на мутантный белок EGFR, который превращает здоровую ткань в рак. Препараты-ингибиторы успешно останавливают аномальную пролиферацию клеток, сопутствующую росту опухолей.
Но не все так радужно. Спустя некоторое время после терапии (от нескольких недель до полутора лет) опухоль приходит в себя и начинает расти с удвоенной силой, при этом лечение на нее больше не действует.
Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско взялись за решение проблемы. Они доказали, что препараты-ингибиторы добросовестно продолжают подавлять активность EGFR на всем протяжении терапии. Вот только опухолям больше не нужен мутантный белок для продолжения роста.
Почему так происходит? Чтобы выяснить это, исследователи взяли несколько линий раковых клеток с мутировавшим EGFR и обработали их с помощью Осимертиниба и других препаратов третьего поколения, нацеленных на мутантный белок. Хотя раковые клетки, казалось, отмирали после того, как вводили лекарства, они снова появлялись через шесть недель, устойчивые ко всем препаратам.
После того, как раковые клетки перестали реагировать на ингибиторы EGFR, исследователи протестировали 94 дополнительных препарата, чтобы выяснить, может ли хоть что-нибудь сломать приобретенную резистентность. И нашли искомое.
Препараты, нацеленные на белок под названием авроракиназа А в сочетании с осимертинибом убили раковые клетки раз и навсегда. Аналогичные результаты наблюдались, когда исследователи пересаживали лекарственно-устойчивые опухоли от пациентов с раком легких в живых мышей.
Исследователи обнаружили, что именно авроракиназа А позволяет части раковых клеток выжить при атаке ингибиторами EGFR. Осимертиниб и другие как бы провоцируют клетки опухоли на самоуничтожение, но аврора А отключает эту программу.
Исследователи нанесли двойной удар по дружному тандему авроракиназы А и мутантного EGFR, таким образом, раз и навсегда похоронив рак уже без оставленных лазеек. Да, опухоли умны. Но ученые оказались умнее.
Владимир
Как то работают люди,чего то добиваются.Интересно наши чего то достигнут кроме брехни в разных сми.
Светлана
Почему вы не вставляете ссылку на статью?