Грусть — определенно не та эмоция, с которой мы хотели бы сталкиваться чаще. Напротив, когда это в наших силах, мы стараемся ее избегать. Но почему же в таком случае мы с удовольствием слушаем грустную музыку, и почему она порой приносит нам невероятное удовольствие? Давайте разбираться.
Музыковеды и философы давно задаются этим вопросом. Грустная музыка, безусловно, может вызывать сильные эмоции, но тип печали, вызванный такой музыкой, чаще классифицируется как приятный. The New York Times напоминает, что Аристотель рассматривал проблему в связке с идеей катарсиса: якобы, подавляя нас нежелательными эмоциями, грустная музыка (или театральная постановка с грустным финалом) каким-то образом очищает нас от них.
Но что если, несмотря на кажущееся сходство, печаль художественная совсем не то же самое, что печаль в повседневной жизни? Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, показало, что «музыкальные эмоции» включают в себя как эмоции чувственные, которые испытывает слушатель, так и воспринимаемые эмоции, которые выражает музыка, а слушатель их, в свою очередь, оценивает. Изолировав два набора эмоций и наблюдая, как они связаны друг с другом, ученым удалось получить ответ на волнующий вопрос.
В эксперименте приняли участие 44 человека, которые прослушивали три разных музыкальных отрывка в течение 30 секунд каждый. Отрывки были взяты из произведений Михаила Глинки (ноктюрн «Разлука»), Феликса Блюменфельда (этюд «Sur Mer») и Энрике Гранадоса (Allegro de Concierto). Исследователи признались, что намеренно избегали известных композиций, чтобы исключить помехи в виде личных воспоминаний, связанных с произведениями.
В результате ученым удалось обнаружить, что чувственная эмоция обычно не соответствовала воспринимаемой эмоции. И хотя печальная музыка воспринималась как трагическая (мрачная, медитативная, слезливая и так далее), слушатели фактически не ощущали отрицательных эмоций, или же они были крайне слабые. В то же время, слушая грустную музыку, они скорее оущали эмоции романтические (любовь, влюбленность, очарование) или веселые (радость, подъем, оживление, желание танцевать).
Иными словами, когда вы слушаете грустную музыку, возникает напряжение между двумя типами эмоций, но художественные эмоции неизменно побеждают. Это происходит потому, что в повседневной жизни мы обычно испытываем эмоции, которые имеют прямую связь с тем или иным объектом или ситуацией.
То, что мы переживаем в момент прослушивания грустной музыки, следует называть «опосредованными эмоциями». Здесь нет объекта или ситуации, которые вызывали бы их, но некоторое сходство с реальными эмоциями, тем не менее, сохраняется. При этом, когда мы слушаем грустную музыку (или смотрим грустное кино, или читаем грустную книгу), мы «привиты» от реальной угрозы или опасности.
Комментарии читателей