Одной из самых популярных новостей 2013 года стало известие о том, что американская актриса Анджелина Джоли сделала превентивную мастэктомию. Она оказалась носительницей одной из форм гена BRCA1, которая связана с повышенным риском развития рака молочной железы и яичников. Вероятность возникновения этих форм рака у нее составила 87% и 50% соответственно.
«Моя мать боролась с раком в течение десяти лет и умерла в 56 лет. Она прожила довольно долго, чтобы застать рождение первого внука и взять его на руки. Остальные мои дети так и не узнали, какой любящей и доброй она была», – написала актриса в колонке в New York Times. В 2013 ей были удалены обе молочные железы, а в 2015 – яичники и фаллопиевы трубы. Это позволило снизить риск развития заболевания до 5%. Решение Джоли одним показалось странным, а других побудило пройти скрининговое обследование и даже решиться на операцию.
Главные вопросы о раке груди
Сунита Десаи (Sunita Desai) и Анупам Джена (Anupam Jena) из Гарвардской медицинской школы изучили данные более 9 миллионов женщин в возрасте от 18 до 64 лет. Они выяснили, что за 2 недели после того, как в New York Times вышла колонка Джоли с рассказом о мастэктомии, женщины на 64% чаще стали проходить тесты для выявления мутаций в генах BRCA1 и BRCA2. Тенденция сохранялась с последующие недели и месяцы: через полгода спрос на такие тесты был на 37% выше, чем в течение 4 месяцев до публикации.
А вот частота подобных операций практически не изменилась – те, кто проходил скрининг, превентивную мастэктомию стали делать даже немного реже. Видимо, заявление Джоли побудило многих пройти тест – в том числе и тех, кто никогда не слышал о подобном тестировании, факторах риска развития рака груди и многом другом.
В исследовании не изучали, каковы были результаты тестов и многие ли из тех, кто получил положительный ответ, означающий высокий риск развития рака, предпочел не делать операцию.
Практикующие врачи отмечают, что действительно заметили существование «эффекта Анджелины»: многие пациентки спрашивали о таком тесте и хотели пройти его. Носительницами же опасной мутации оказались лишь некоторые из них, а еще меньшее женщин согласились на превентивное удаление обеих молочных желез.
Пациентам непросто решиться на профилактические операции. Даже при высоких рисках опухоль может не возникнуть, а после операции вероятность развития рака хотя и существенно снижается, но все же сохраняется. С другой стороны – возникновение опухоли означает длительное и неприятное лечение, эффективность которого нельзя гарантировать. Врачи должны рассказать пациентам о том, как могут развиваться события в случае отказа от операции и в случае ее проведения. Решение человек принимает самостоятельно.
Комментарии читателей