Наращивание экспорта — важное направление развития фармацевтической отрасли. Причем, важное не столько для компаний, интерес которых понятен, сколько для обычного человека, который приходит в аптеку за лекарством. Почему?
Во-первых, экспорт позволяет отечественным производителям укрепить свои позиции в международном поле, а потому более эффективно взаимодействовать с зарубежными коллегами, делиться опытом и разрабатывать инновационные препараты. Во-вторых, увеличение за счет экспорта прибыли, часть которой традиционно идет на исследования, приводит к появлению более современных и биодоступных препаратов.
О будущем российского производства, перспективных фармацевтических рынках и возможных проблемах с экспортом и не только эксперты говорили на круглом столе «Интеграция в мировой фармрынок. История российской молекулы», организованном НПО Петровакс Фарм и компанией «Интеррос».
Государственные программы: из прошлого в будущее
По словам Лилии Титовой, исполнительного директора Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), уже сейчас понятно, что государственная программа «Фарма — 2020» достигла своих целей. Так, с 2009 года объем российского фармрынка вырос в три раза (до 1,3 трлн. рублей), а доля отечественных препаратов на внутреннем рынке превысила 30% (всего на рынок выведено почти 90 лекарственных средств).
Основными странами экспорта стали Украина, Узбекистан, Нигерия, Германия, Азербайджан, Латвия и республика Корея.
В 2008 году НПО Петровакс Фарм первой в России открыла предприятие для разработки и производства иммунобиологических препаратов по международным стандартам GMP. Одновременно с открытием производственного комплекса была запущена линия преднаполненных шприцев для выпуска противогриппозной вакцины «Гриппол плюс» (проект реализован в партнерстве с компанией Abbott).
В 2015 году реализован совместный проект с компанией Pfizer по внедрению технологии полного цикла производства, контроля и обеспечения качества самой высокотехнологичной вакцины — 13-валентной конъюгированной пневмококковой вакцины «Превенар 13». С 2014 года она поставляется для Национального календаря профилактических прививок РФ.
Но программа «Фарма — 2030» ставит новые задачи, среди которых особое внимание уделяется инновациям, субстанциям и экспорту за пределы стран СНГ. Реализовываться это будет с помощью Российского экспортного центра (РЭЦ), который уже предоставляет экспортерам финансовые и нефинансовые меры поддержки, и Корпоративной программы повышения конкурентоспособности (КППК), запущенной в 2019 году.
И ставка на экспорт, как и в предыдущей программе, здесь сделана неслучайно.
Почему без экспорта лекарств нам не обойтись
Сергей Шуляк, генеральный директор маркетингового агентства DSM Group, замечает, что за последние 5 лет динамика фармрынка сократилась в 6 раз, в том числе за счет снижения покупательской способности и отсутствия ярко выраженных всплесков заболеваний.
Инфляция на лекарства в 2018 году превысила уровень общероссийской (4,3%), а рост цен на них за 5 месяцев 2019 года составил 1,7%.
И выход на зарубежные рынки, как уже было сказано, сможет улучшить ситуацию на рынке внутреннем. Другой вопрос, где отыскать рынок, на котором препарат окажется нужен.
С чем могут быть сложности?
Возможности конкурировать за потребителя снижением цены у российского производителя нет, так как экспортный препарат увеличивается в стоимости за счет различных логистических правил, особенностей маркировки в разных старанах и так далее.
И в этом смысле правильнее будет зайти с другой стороны: воспринимать выход на зарубежный рынок, даже если речь идет только об одной стране, как имиджевую историю. Историю, которая позволит компании повысить узнаваемость, а вместе с ней и лояльность как настоящих, так и будущих покупателей.
В 2012 году в числе первых компания получила международные сертификаты EU GMP от Украины и Словакии, в 2014 году – международный GMP сертификат Ирана. В 2019 году компания поставила препарат «Полиоксидоний» в Словакию в соответствии с обязательными требованиями маркировки лекарственных средств на территории Евросоюза.
В 2017 году компания получила отчет об успешных результатах пострегистрационного исследования безопасности препарата «Полиоксидоний» на территории Европейского союза (Словакии) Post-Authorisation Safety Study (PASS). Это первый опыт пострегистрационных исследований российских препаратов в Европе в целом.
Но конкурировать с уже имеющимися на рынках препаратами — свободных рынков нет, так что кого-то все равно придется подвинуть — также можно за счет уникальности предложения. И у НПО Петровакс Фарм такая уникальность есть, например, в составах препаратов «Полиоксидоний» и «Лонгидаза», замечает директор компании по разработке, исследованиям и регистрации лекарственных препаратов в РФ и за рубежом Наталья Гордеева.
С 2002 года НПО Петровакс Фарм активно развивает экспортное направление. География поставок компании включает 12 зарубежных государств, среди которых: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Украина, Туркменистан, Азербайджан, Молдова, Армения, Грузия, Узбекистан, Словакия и Иран. Среди зарегистрированных и поставляемых на экспорт препаратов: «Гриппол плюс», «Полиоксидоний», «Лонгидаза», «Имофераза».
Компания намерена и в дальнейшем продолжить активное наращивание географической экспансии в двух направлениях: первое — увеличение присутствия на существующих рынках, второе — открытие новых рынков (идет очень активная работа по выводу на рынок Египта).
Руководитель медицинского отдела НПО Петровакс Фарм Николай Додонов добавляет, что все препараты в портфеле при этом обладают значительной доказательной базой, что крайне важно для пациентов как в нашей стране, так и за рубежом.
В любом случае, работа в этом направлении продолжается, так что и мы продолжим следить за развитием событий.
Комментарии читателей