Ученые давно говорят о том, что чрезмерное увлечение подростков вейпингом не приведет ни к чему хорошему.
И это очевидно уже сейчас: эксперты уверены, что если запретить электронные сигареты [1], молодые люди, которые практиковали вейпинг, перейдут на обычные сигареты. И это будет хуже даже с учетом и реальных, и потенциальных рисков.
Но прочему подростки так увлечены вейпами? Новое исследование [2], опубликованное в журнале Pediatrics, показывает, что дело здесь может быть не только в привлекательной упаковке и фруктовых вкусах, но и в магазинах. А точнее — в маркетинге, который побуждает подростков попробовать вейпы.
Анализ данных позволил говорить о том, что подростки, которые видели яркие презентации продукта в магазинах, в два раза чаще начинали вейпить в течение следующих нескольких лет, чем их сверстники, которые ничего подобного не видели. Кстати, похожая картина наблюдалась и у студентов — хотя здесь, справедливости ради, разрыв был не такой сильный.
В исследовании приняли участие 2300 школьников и более 2400 студентов, которых спрашивали о том, как часто они видели рекламу вейпов на телевидении, рекламных щитах, в интернете и в магазинах в последнее время. На начало исследования никто из участников не практиковал вейпинг, однако через два года 14% подростков и четверть студентов начали вейпить.
Маркетинг, поясняют авторы исследования, в два раза увеличивал вероятность закурить у подростков и на 30% — у молодых людей. «Возможно, это не самый важный показатель, но, похоже, это значимый фактор риска», — комментирует соавтор исследования Александра Лукас (Alexandra Loukas).
Что самое удивительное, реклама в магазинах оказывала на подростков и студентов куда более сильный эффект, чем онлайн-реклама.
Ученые не готовы сказать точно, почему это произошло, но, возможно, причина в большом количестве рекламы в сети, на которую мы научились не обращать внимания. Ну, или успешно блокировать ее с помощью расширений для браузера.