Они иррациональные и ведомые, веселые и мечтательные, громкие и тихие. Их потребность в независимости велика, но потребность в нежности и заботе — не меньше. Все это о подростках, поведение которых, казалось бы, не поддается логике и анализу. Однако специалисты уверяют, что это не так.
«Мозг продолжает меняться на протяжении всей жизни, и в подростковом возрасте происходят огромные скачки», — говорит Live Science Сара Джонсон (Sara Johnson), доцент Школы общественного здравоохранения при Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University). Хотя проникновение в голову подростка может показаться невозможным, ученые все-таки исследовали этот загадочный клубок нейронов. Ниже — пять интересных вещей, которые им удалось узнать.
Новые навыки мышления
По словам Сары Джонсон, из-за увеличения мозгового вещества мозг подростка становится более взаимосвязанным и приобретает большую вычислительную мощность. Она говорит, что именно в подростковом возрасте человек начинает овладевать вычислительными навыками и навыками принятия решений. Впрочем, на данном этапе решения все еще чрезмерно подвержены эмоциям. «Это происходит потому, что мозг подростка больше полагается на лимбическую систему, ответственную за эмоции, а не на более рациональную префронтальную кору», — объясняет Шерил Файнштейн (Sheryl Feinstein), автор книг по психологии подростков.
Интенсивные эмоции
«Половое созревание является началом серьезных изменений в лимбической системе», — говорит Сара Джонсон, имея в виду часть мозга, которая не только помогает регулировать сердечный ритм и уровень сахара в крови, но также имеет решающее значение для формирования воспоминаний и эмоций. Вместе с гормональными изменениями это может привести к интенсивным переживаниям ярости, страха, агрессии (в том числе к себе), возбуждения и сексуального влечения.
По мере того как дополнительные области головного мозга начинают обрабатывать эмоции, подростки получают некоторое равновесие между импульсивным и рациональным поведением. Но до тех пор, предупреждают исследователи, они могут и, вероятнее всего, будут неправильно интерпретировать слова родителей и учителей.
Друзья и комплексы
Согласно исследованиям Annals of New York Academy of Sciences 2004 года, в процессе того, как подростки учатся мыслить абстрактно, их социальная тревожность поступательно возрастает. Абстрактное мышление позволяет смотреть на себя глазами другого, а потому подростки используют это новое умение, чтобы размышлять о том, что другие думают о них. Именно поэтому комплексы — неотъемлемая часть взросления, справиться с которой подростку должны помочь друзья и любящие родители.
И еще немного о подростковых компаниях: друзья предоставляют подросткам возможность учиться «взрослым» навыкам, таким как переговоры, компромисс и групповое планирование. «Они практикуют взрослые социальные навыки в безопасных условиях, и это очень важно», — комментирует Шерил Файнштейн. Поэтому даже если ваши дети просто сидят с друзьями на лавочке, они не бездельничают, а в определенном смысле работают и учатся.
Факторы риска
Эксперты отмечают, что «система тормозов» формируется в мозге чуть позже, чем «система ускорения», так что подростки нуждаются в более высоких дозах риска, чтобы чувствовать себя хорошо. Эти изменения могут сделать подростков уязвимыми в смысле участия в рискованном поведении, например, в попытках попробовать наркотики, алкоголь, ввязаться в драку или прыгнуть в небезопасный водоем. По состоянию на поздний подростковый возраст (около 17 лет), часть мозга, ответственная за долгосрочную перспективу, делает поведение ребенка более осмысленным.
Позиция: «Я — центр вселенной»
Согласно исследованию 2008 года, опубликованному в журнале Developmental Review, гормональные изменения в период полового созревания оказывают огромное влияние на мозг, в том числе — на стимулирование производства окситоцина. Окситоцин, известный как гормон привязанности, также связан с чувством самосознания, в результате чего подростку действительно кажется, что весь мир за ним наблюдает. Ученые предполагают, что это ощущение достигает пика в возрасте 15 лет.
Анализ данных показывает, что в этот момент подростки начинают задавать себе вопросы о том, какими людьми они хотели бы быть и какое место они хотели бы занять в жизни. Впрочем, пока их мозг не развит достаточно, так что ответы на эти вопросы будут однотипными. Работа родителей заключается в том, чтобы помочь подросткам в поисках ответов, но не отвечать за них.
Комментарии читателей