Электронное устройство помогает довести человека до адреса и рассказать ему о том, что находится вокруг. В планах превратить его в персонального ассистента для незрячего, оснастив дополнительными функциями
Шесть лет назад разработчики из Санкт-Петербурга придумали способ помочь незрячим и слабовидящим людям ориентироваться на улицах города. Для этого они создали специальный навигатор и очки к ним, которые назвали Oriense.
Уникальность устройства в том, что его разработкой занимаются незрячие люди, которые на своем опыте знают о том, как непросто человеку с проблемами зрения ориентироваться в пространстве. Сегодня компания Oriense работает над новой версией устройства, которое должно стать лучше и функциональнее.
Электронная собака-поводырь
Идея создать устройство для слепых и слабовидящих возникла в 2012 году. Мы делали компьютерное зрение для роботов, и решили сделать для людей, рассказывает генеральный директор Oriense Виталий Китаев.
Команда Oriense является резидентом Сколково, выпускником стартап-акселератора iDealMachine, участником программы СТАРТ Фонда содействия, призером российских и международных технологических конкурсов. На счету компании порядка 120 созданных устройств, пользователями которых являются жители России и стран СНГ.
Сама разработка – это бесконечный процесс, который тянется от версии к версии. Сейчас мы проектируем новую версию устройства, которое предположительно выйдет в этом году, говорит Виталий Китаев.
Производство одного устройства занимает около трех месяцев. Над его созданием трудятся три hardware инженера и три software инженера. Разработка проходит на базе НИИ Робототехники и технической кибернетики Санкт-Петербурга.
Oriense — это навигационное устройство, которое предназначено для ориентировки незрячего человека в пространстве. Оно состоит из двух компонентов – это сам GPS-навигатор OrNavi (или борт-компьютер) и очки с камерами OrCV, которые подключаются к навигатору.
Навигатор предназначен для того, чтобы довести человека до адреса и рассказать ему о том, что находится вокруг. В нем используются детальные карты (например, Open Space Map) – вплоть до деревьев и скамеек в парке, не говоря уже о магазинах, общественных зданиях и остановках общественного транспорта, рассказывает один из разработчиков проекта Максим Спиридонов.
«Все это полезная и нужная информация для человека, который не может видеть окружающий мир. Слепой человек также любит гулять, ему нужно передвигаться по городу, и важно понимать, что происходит вокруг. Навигатор помогает это делать, он выступает своего рода гидом», – говорит Максим Спиридонов.
Второй компонент – это очки с двумя встроенными видеокамерами, которые следят за реальной обстановкой на дороге или модуль с камерами OrCV.
Например, если на пути человека возникнет яма или столб, устройство увидит это и предупредит. Также с помощью камеры устройство может определить номинал купюры, цвет одежды, товар по штрих-коду, прочесть QR-код и вывеску. При этом, камера подскажет, как ее правильно держать, чтобы сама надпись попала в фокус.
«Это своего рода электронная собака-поводырь. Причем, у устройства есть достаточно уникальные функции – оно не только предупредит о препятствии, но и подскажет, с какой стороны помеху можно обойти», – говорит Максим Спиридонов.
«Навигатор не снимает полностью того момента, когда нужно найти вход в здание»
Разобраться с навигатором, и привыкнуть к нему несложно, и мы стараемся сделать все для этого, говорят разработчики.
На протяжении всего пути – от желания приобрести устройство и в течение всего пользования – мы сопровождаем человека. Если у него возникнут вопросы, он может всегда обратиться к нам за помощью.
«Сам я тоже незрячий человек, все, что я делаю, я непосредственно опробываю на себе. Я занимаюсь навигационной системой и разработкой карт. Моя зрячая коллега – Елена Ягубова, например, занимается компьютерным зрением. Она является глазами нашей компании», – говорит Максим Спиридонов.
Безусловно, навигатором нужно научиться пользоваться, так как это техническое устройство. Сейчас мы проводим фокус-группы для разных возрастов. Недавно, например, мы отдавали навигатор в школу слепых в Санкт-Петербурге, где дети месяц тестировали его. Их мнение мы учтем, когда будем усовершенствовать устройство.
С молодежью особых трудностей нет – они быстро осваивают технические новинки. Пожилым, конечно, сложнее. Мы стараемся быть к ним предельно внимательными — обучаем их и вживую, консультируем по скайпу и по телефону.
Также мы делаем аудиоучебники, которые помогают освоить устройство. Есть идея создать видеоучебники, чтобы ими могли пользоваться зрячие родственники, а потом подсказывать своим близким.Многие считают, что устройство должно довести до адреса и положить руку на ручку двери, но это не так. Устройство может дать небольшую погрешность (в районе 10 метров), но она может быть для незрячего значительной.
Поэтому навигатор не снимает полностью того момента, когда нужно найти вход в здание. Эти вещи нужно объяснять человеку. У нас есть идеи, как это улучшить, и в будущем мы планируем это сделать, говорят авторы проекта.
Без поддержки государства не обойтись
На сегодняшний день цена комплекта составляет 39 тысяч рублей – 24 тысячи стоит навигатор, 15 тысяч – сами очки. Для незрячего человека достаточно дорогостоящее устройство, говорит Максим Спиридонов. И без государственной поддержки или социальных служб купить его могут единицы.
Согласно данным ВОЗ, сегодня в мире около 45 млн человек не могут видеть, еще 135 млн человек имеют различные дефекты со зрением. К 2020 году число незрячих в мире может вырасти до 75 млн человек, а слабовидящих — до 200 млн людей.
В России, по оценкам экспертов, количество абсолютно слепых людей достигает 100 тыс человек, около 600 тыс человек имеют инвалидность по зрению. При этом, каждый второй имеет проблемы со зрением.
Но государственных субсидий, которые могли бы покрывать инвалиду по зрению полную или частичную стоимость устройства, нет.
Есть утвержденный государством перечень технических средств реабилитации инвалидов, которые помогают ему в быту, на работе, учебе. Для незрячего человека в нем прописана белая трость, собака-поводырь, ни о каких навигационных устройствах в нем нет и речи. Для того, чтобы стоимость навигатора покрывалась за счет бюджетных средств, нужно попасть в этот перечень. А это что-то невероятное, отмечает разработчик. Плюс сам перечень практически не обновляется.
При этом, если говорить о финансовой составляющей, то собака-поводырь, например, обходится государству гораздо дороже. Только ее обучение стоит около 600 тысяч рублей. Помимо этого, не все могут завести собаку, потому что за ней требуется уход.
Мы пытались развивать идею с поддержкой. Например, у нас есть опыт сотрудничества с Минпромторгом, но он никаких результатов не дал. Есть пользователи, которым помогли купить устройство региональные власти. Но это были маленькие партии – до пяти устройств.
Также у нас был проект на краудфандинговой платформе Planeta. Он позволял незрячему человеку оплачивать одну треть от стоимости устройства, остальное покрывалось из собранных средств. Эксперимент, конечно, нас измотал, но удался – 20 человек смогли получить навигаторы.
В планах превратить Orience в персонального ассистента
То, чем занимается сегодня компания Orience, пока не делает никто не только в России, но и на Западе. Есть компании, которые разрабатывают отдельно очки или навигаторы, но такого комплексного устройства пока нет.
Например, в России есть разработчик, который делает подобные очки, говорит Максим Спиридонов. Но он использует в них ультразвуковые датчики, а у нас видеокамеры, которые дают больше возможностей: например, позволяют распознавать объекты – отличить яму от лестницы. Ультразвуковая система это сделать не может.
Мы пытаемся продвигаться на западные рынки, потому что попасть в госпрограмму там гораздо легче. Для этого, например, нужно собрать необходимое количество подписей незрячих людей (порядка 50), которые поддерживают устройство.
Зарубежные партнеры проявляют к Oriense интерес. Сейчас мы общаемся с западными реабилитационными центрами и страховыми компаниями, которые занимаются этими вопросами. Это такие страны, как США, Германия, Нидерланды, Польша.
Но у европейского рынка есть требования к размеру – они хотят, чтобы устройство было компактнее. Поэтому мы сейчас все силы бросили на разработку третьей версии навигатора, которая будет значительно меньше и современнее, говорит разработчик.
Сама программная часть тоже изменится. Есть идея добавить функцию флеш-плеера, который мог бы озвучивать аудиокниги – чтобы незрячий человек, передвигаясь, мог слушать книги. Еще в планах добавить функцию диктофона. Многие незрячие студенты на лекциях часто используют диктофоны, это бы помогло им в учебе.
«Вообще хочется, чтобы это устройство было своего рода ассистентом, которое помогало ездить, перемещаться, учиться, работать», – отмечает Максим Спиридонов.
Не замена белой трости, но помощник ей
Сами пользователи довольны устройством и говорят, что оно дает им больше самостоятельности и позволяет нарисовать мир, который увидеть они не могут.
Единственное замечание – это размер. Но разработчики уже занимаются этим вопросом и в будущем обещают сделать Orience компактнее и функциональнее.
Когда покупал Oriense не до конца понимал, пригодится он мне или нет. Но устройство действительно помогает, говорит Олег Пузыня, который пользуется Oriense уже больше года.
«Например, благодаря навигатору можно самостоятельно найти много объектов, которые без посторонней помощи, найти невозможно. В этом смысле само устройство дает больше самостоятельности. И вообще с помощью него можно просто поизучать – что-где», – говорит Олег Пузыня.Единственное, хотелось бы более эргономичного дизайна, а в остальном все хорошо, отмечает он.
Устройство в плане функциональности удобное, но есть претензии к размеру и весу, говорит эксперт в области технических решений по улучшению комфорта жизни незрячих людей, преподаватель, пользователь Oriense Алия Нуруллина. У меня в сумке и так всегда много вещей, а навигатор существенно прибавляет вес, признается она.
«Сам навигатор не просто ориентирует, но рисует картинку местности. Я вижу, вокруг каких объектов я прохожу или проезжаю. Например, я иду, а навигатор мне говорит – вот кафе, вот магазин. У меня рисуется картинка. И в следующий раз я уже знаю, здесь где-то рядом есть кафе», – делится своими впечатлениями Алия Нуруллина.
Навигатор можно использовать без очков, что я и делала. У меня есть остаточное зрение, поэтому очки мне не нужны. Однако, нужно учитывать одну важную вещь – навигатор не является заменой белой трости, отмечает эксперт. Он является очень хорошим вспомогательным средством, дополняющим трость. Не всегда есть люди, у которых можно спросить, не всегда есть желание спросить. Навигатор в этом плане всегда поможет.
Устройство найдет свою аудиторию, уверена Алия Нуруллина. Но без поддержки государства и социальных программ здесь не обойтись, говорит она, потому что сегодня он для многих недоступен.
(Пока оценок нет)
Комментарии читателей