Некоторые люди так сильно чувствуют музыку, что ощущения, которые они получают в процессе, можно сравнить с сексом. «Я была в общежитии в гостях у своего друга, когда впервые столкнулась с этим, — рассказывает BBC Future Психея Луи (Psyche Loui), эксперт в области нейронауки из Уэслианского университета (Wesleyan University). — По радио играл концерт Рахманинова №2, и меня мгновенно очаровала эта музыка».
Мурашки, пробегающие по позвоночнику, бабочки в животе, увеличивающийся сердечный ритм — типичные симптомы влюбленности, сексуального желания и, как выясняется, повышенной музыкальной чувствительности, также известной как «музыкальный оргазм». Интересно, что музыка и сегодня влияет на девушку аналогичным образом, что позволяет говорить об условно-постоянном явлении. «Во второй половине есть такие гармонические повороты, которые заставляют меня вздрагивать», — добавляет она.
Психея Луи — в прошлом пианистка. Но вам, впрочем, не обязательно быть экспертом в музыке, чтобы ощутить нечто подобное. Чаще всего люди, которые хотя бы раз испытывали «музыкальный оргазм», описывают эти ощущения как озноб или покалывание, но иногда они бывают и значительно более мощными. «Этот опыт может быть настолько интенсивным, что вы не сможете ничего делать, чем бы ни занимались», — говорит Луи.
Обычно человеческий организм подобным образом реагирует на любой опыт, который ставит под угрозу наше выживание, будь это опасная пища или американские горки. Но почему это происходит с музыкой? Ведь она, очевидно, ничем нам не угрожает. Не так давно с помощью своего аспиранта Люка Харрисона (Luke Harrison) Луи обнаружила несколько вариантов, чем это можно объяснить.
Луи и Харрисон отмечают, что ощущения могут быть необычайно разнообразными. Например, исследование 1991 года, в котором приняли участие профессиональные музыканты и люди, никогда не занимавшиеся музыкой, показало, что почти половина всех респондентов сталкивалась с дрожью в мышцах, покраснением кожи и потливостью в ответ на любимые музыкальные произведения. Причем, знал человек нотную грамоту или нет, в данном случае значения не имело.
Поскольку у себя Психея Луи заметила эффект при прослушивании концерта Рахманинова, она предположила, что влиять на его силу и вообще возникновение могут определенные характеристики музыки. Так исследовательской группе удалось установить, что с большей вероятностью музыкальный оргазм возникнет как реакция на произведения с внезапными изменениями в гармонии, динамическими скачками и апподжиатурами. «Мы установили, что физиологические изменения довольно сильно привязаны к определенному моменту в музыке», — объясняет Луи.
Попросив добровольцев прослушать любимые треки при прохождении процедуры МРТ, нейробиологам удалось выяснить, какие регионы мозга активнее всего реагируют на музыку. Это, в свою очередь, помогло им лучше понять механизмы, ответственные за происходящее.
По словам Луи, одним из основных факторов является то, как мозг контролирует наши ожидания. Если песня слишком тесно связана с конвенциями, то она не может привлечь наше внимание, однако если она в каждый момент разрушает шаблоны, то звучит скорее как шум. Но когда композиторы играют с нашими ожиданиями, используя непредсказуемые расцветки и радикальные гармонические изменения, мозг обязательно попадается на приманку.
Исследователи убеждены, что именно нарушенные ожидания поражают (хотя и очень легко) нервную систему в ее самой примитивной области, по причине чего мозг сигнализирует сердцу, кровотоку и легким о потенциальной опасности. Более того, ситуация ожидания, нарушения и разрешения провоцирует высвобождение дофамина, что происходит и тогда, когда люди принимают наркотики или занимаются сексом. Причем, когда вы узнаете любимую песню, эти чувства могут стать еще более мощными.
Помимо всего этого, музыка активирует нашу склонность к эмпатии, когда мы пытаемся представить, что чувствовал человек, который это написал. «Автобиографические переживания всегда взаимодействуют с музыкой», — добавляет Психея Луи.
Некоторые эксперты, среди которых когнитивист Стивен Пинкер (Steven Pinker), утверждают, что музыка просто взаимодействует с другими когнитивными механизмами, такими как склонность к распознаванию образов, которые развивались для других, более важных функций. Однако Луи и ее команда с этим не согласны. Вместо этого они предлагают идею музыки как «преобразующего инструмента», который обучает наш мозг и расширяет опыт.
Комментарии читателей