- MedicGo - https://medicgo.ru -

«Выигрывают все»: как работает AZ BioVenture Hub в Швеции и почему такие хабы нужны в России

Медицинские проблемы сегодня не менее важны, чем экологические. Потому что антибиотикорезистентность, отсутствие лекарства от рака (и некоторых других смертельно опасных заболеваний) и появление новых вирусов может привести к тому, что даже если планета будет спасена, на ней окажется некому жить.

Что тогда делать? Объединять усилия и экспертизу в рамках специально созданных для этого кластеров.

В рамках форума «Открытые инновации» Вести.Медицина поговорила о перспективах направления с Магнусом Бьорном, исполнительным директором AZ BioVenture Hub в Швеции. Все, что нам удалось узнать — в тексте ниже.

Что вообще такое хаб? В чем его цель?

AstraZeneca BioVenture Hub – это способ ведения открытой инновационной деятельности, форма сотрудничества, в рамках которой «АстраЗенека» привлекает компании, имеющие потенциал для быстрого и устойчивого развития, стать частью инфраструктуры отрасли. Внешним независимым компаниям предоставляется доступ к библиотеке исследований и разработок «АстраЗенека» в Гетеборге, Швеция.

BioVentureHub функционирует в рамках частно-государственного партнерства со шведским правительством, выступающим в качестве спонсора.

Цель проекта – стимулировать инновации, объединяя опыт крупной фармацевтической компании с компаниями, стремящимися к расширению своей деятельности, по четырем отраслевым направлениям: фармацевтика, медтех, цифровые технологии и диагностика, по модели, основанной на сотрудничестве. Компании отбираются таким образом, чтобы между ними не возникало внутренней конкуренции, что делает модель более успешной и эффективной.

Как появилась идея создания? Насколько сложно было реализовывать эту идею?

После 10 лет работы в подразделении по развитию бизнеса в «АстраЗенека» я осознал, что многим небольшим биотехнологическим компаниям часто не хватает понимания того, что требуется для успешного развития, и если бы мы могли создать модель, в которой уже сформировавшиеся игроки биотех-индустрии могли бы получить доступ к ноу-хау и инфраструктуре, которые есть у «большой фармы», она бы потенциально могла принести большую пользу.

Реализовать эту идею было непросто по двум причинам:

Деятельность хабов, подобных нашему, в Швеции регулирует Vinnova – шведское государственное агентство по инновациям, которое содействует развитию инновационного потенциала страны.  Агентство дает компаниям возможность экспериментировать и тестировать новые идеи прежде, чем они станут прибыльными, инвестируя около 3 млрд шведских крон в исследования и разработки.

Наша идея по созданию инновационного хаба была настолько передовой, что у Vinnova с самого начала возникли сложности с ее поддержкой, так как существующие внутри агентства нормативные акты не охватывали предлагаемый нами подход.

В чем преимущество хабов, если сравнивать их с другими производственными, научными и т.д. кластерами (например, «Сколково»)?

Преимущество заключается в хорошо продуманной базе данных и экспертизе, которую мы можем предоставить, а не в кластере как таковом.

Без четкой стратегии по развитию атмосферы подлинного сотрудничества главная ценность кластера теряется. Поэтому мы создали модель, которая предлагает рациональное использование ресурсов, максимальный обмен знаниями и развивается с фокусом на обеспечение потребностей фармацевтики будущего.

Чего удалось достичь AZ BioVenture Hub на данный момент? Может, есть какие-то вещи, которыми вы особенно гордитесь?

Хаб был признан самым инновационным инкубатором в мире по мнению Medici Group и был представлен на конференции Les Echos The Innovatior — 2019 в Давосе как уникальный пример инноваций в отрасли.

Участники хаба провели более 40 клинических исследований, 2 IPO, было получено 2 одобрения продукта, подано несколько заявок на проведение клинических исследований новых лекарственных препаратов. Кроме того, было реализовано множество совместных проектов как внутри кластера, так и с внешними партнерами.

Чем должна обладать компания, чтобы присоединиться к хабу? И, напротив, почему условная компания должна хотеть присоединиться к хабу?

На сегодняшний день в хабе представлены компании из пяти стран – Швеции, Голландии, Швейцарии, Великобритании и США. При оценке будущих участников наиболее важными критериями для нас являются:

Если компании важно быть частью уникальной инновационной культуры, где она сможет получить доступ к знаниям индустрии – у BioVentureHub есть отличное предложение.

Что нужно для того, чтобы реализовать эту историю в России? С какими трудностями здесь можно столкнуться?

BioVentureHub располагается в непосредственной близости от крупной фармацевтической научно-исследовательской компании, и в результате мы видим положительный эффект от экономии на масштабе в сочетании с гибкостью использования индустриальных ресурсов.

Без доступа к масштабной отраслевой инфраструктуре такая модель теряет большую часть своей ценности.

BioVentureHub – это в значительной степени «культурный проект», в котором доверие является наиболее важным фактором успеха. Он создан с учетом шведской культуры сотрудничества и связан с национальными особенностями. Эти факторы нужно учитывать при трансфере модели в другие страны.

Наконец, нужны ли хабы в России в принципе?

Безусловно, ведь от взаимного обмена ресурсами и знаниями выиграют все.