- MedicGo - https://medicgo.ru -

Когда вы узнаете новую информацию, она появляется повсюду: что нужно знать о феномене Баадера-Майнхоф

Вы только что узнали что-то новое [1], как вдруг информация об этом начинает попадаться вам на каждом шагу? “Странно, я совсем недавно читал об этом”, — думаете вы. Или, как вариант, рассуждаете: “Как я раньше мог этого не замечать…” В любом случае, то, что происходит с вами, имеет название — феномен Баадера Майнхоф (Baader-Meinhof phenomenon).

Речь, поясняют специалисты, идет о когнитивном искажении, при котором информация, полученная совсем недавно, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

Как и эффект Манделы (Mandela Effect), связанный с ложной коллективной памятью (появлением у большого количества людей, часто независимо, ложных воспоминаний [2] о каком-либо событии), феномен Баадера-Майнхоф представляет собой пример того, с какой эффективностью наш собственный мозг может нас обманывать.

Что это такое?

Феномен Баадера-Майнхофа, также известный как иллюзия частотности, был впервые зафиксирован в 1986 году, когда один из читателей написал в американскую газету St. Paul Pioneer Press о том, что в течение суток дважды слышал о ранее неизвестной ему «банде Баадера-Майнхоф», а затем редакция получила множество писем от других читателей, которые сталкивались с чем-то подобным.

Подробнее феномен был описан лингвистом Стэнфордского университета [3] Арнольдом Цвики (Arnold Zwicky) в 2005 году. Но люди, очевидно, осознавали, что это происходит со многими из нас, в течение сотен лет. “Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, — потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится”, — писал, например, в своем трактате “Об истолковании природы и царстве человека” английский философ и историк Фрэнсис Бэкон.

Как это происходит?

Представьте, что вы узнали новое слово [4]. Совершенно любое слово. Если вы начали замечать, что теперь это слово повсюду — по телевизору, в журналах, книгах и на YouTube-каналах, которые вы регулярно смотрите — это, будьте уверены, феномен Баадера-Майнхоф в действии.

Почему все вдруг стали использовать это слово? Может, оно внезапно вошло в моду? Вероятнее всего, нет. На самом деле, раньше вы, скорее всего, просто не замечали его, потому что не знали, что это слово значит. Но теперь все наоборот — и мозг дополнительно концентрирует ваше внимание на этой информации.

Причина первая — селективное внимание

Существует множество психологических процессов, задействованных в получении новой информации. Одним из них является избирательное (селективное) внимание, связанное с тем, на чем вы в данный момент фокусируетесь.

“Каждый день мы подвержены массе стимулов, из которых обращаем внимание лишь на те, которые важны для нас. После того как мы получаем новую информацию [5], наше внимание сосредотачивается исключительно на ней”, — пишет в статье на тему один из авторов Ranker.

Позже, пока информация остается свежей, избирательное внимание все еще может вспыхивать, подобно лампочке, реагируя на вещь, которая недавно была нами изучена.

Причина вторая — когнитивные склонности

Вы когда-нибудь замечали, что то, во что вы твердо верите, всегда подкрепляется фактами или примерами? В большинстве случаев это происходит потому, что мы подсознательно обращаем внимание на факты и примеры, которые согласуются с нашими взглядами на то или иное событие или явление.

В психологии это называется когнитивным уклоном — тенденцией обращать внимание на вещи, которые позволяют видеть то, что мы хотим видеть, не замечая всего остального. Этим, к слову, объясняется и то, что у двух сторон конфликта могут быть разные воспоминания об этом самом конфликте (причем, каждая сторона искренне верит, что только ее версия верна).

Причина третья — шаблонное мышление

На самом деле, наш мозг очень умело создает шаблоны. Причем, может создавать их даже там, где ранее ничего подобного не существовало — и все это из-за новой информации. Например, если вы вдруг увидите, что номера телефонов в вашей телефонной книжке почти всегда содержат «42», то вы станете отмечать, что и каждый новый номер в ней содержит это сочетание цифр.

Пример утрированный, но суть ясна: вам будет казаться, что происходит что-то странное [6], даже если далеко не все новые номера имеют «42». Просто потому, что некоторое время вы будете замечать только эти номера, и никакие больше. Нужно ли говорить, что в случае с феноменом Баадера-Майнхоф наш мозг действует по той же схеме.

Справедливости ради, феномен Баадера-Майнхоф не обязательно является чем-то плохим. Специалисты отмечают, что, зная о том, что с ним происходит, человек, как правило, начинает активнее познавать мир [7], стремится узнавать как можно больше информации, что, в свою очередь, открывает перед ним новые возможности. И это, согласитесь, звучит неплохо.