Купить, нельзя остановиться: вся правда о шопоголиках

0

Что мы знаем о шопоголиках? Если верить фильмам, они бегают из магазина в магазин со скоростью света, скупают все, что нужно и не нужно, и совершенно не следят за своими финансами, так что в конце месяца выясняется, что все кредитки и «заначки» вычищены, а платить за квартиру нечем. Впрочем, это лишь стереотип, которому не стоит доверять.

Ученые говорят о том, что шопоголики бывают разные — как очевидные и агрессивные в своем стремлении купить «то самое» (здесь имеет смысл вспомнить драки на распродажах), так и очень спокойные и даже уравновешенные (в сравнении с первой группой). Почему одни люди склонны к безумному шопингу, а другие нет? Вся правда о шопоголиках — в нашем материале.

Кто такие шопоголики

Если упрощать, то шопоголизм — это необходимость покупать продукты и вещи, значительно превышающие реальные потребности и ресурсы человека.

Новые исследования показывают, что шопоголики хоть и ведут себя очень похоже, делают это все-таки по разным причинам. Одни покупают, чтобы повысить самооценку, другие — чтобы справиться со стрессом, третьи — чтобы забыть о проблемах в личной жизни, а четвертые охотятся за скидками из банального чувства жадности. Впрочем, независимо от мотивации поведение шопоголика из легкомысленного удовольствия однажды может перерасти в серьезную зависимость.

«В мире есть рациональные потребители, которые покупают только то, что им нужно, и больше ничего. На другом полюсе находятся компульсивные покупатели, которые ради шопинга готовы превратить свои финансы в руины, разрушить отношения с близкими и даже пойти на преступление. Все остальные — где-то посередине», — объясняет Live Science Джеймс Робертс (James Roberts) из Бейлорского университета (Baylor University).

Покупки как зависимость

По мнению экспертов, сложность в ситуации с шопоголиками в том, что компульсивные покупки часто рассматриваются в позитивном ключе, но почти никогда не рассматриваются как проблема. Между тем, иногда зависимость от магазинов становится настолько серьезной, что ее можно сравнивать с другими зависимостями, в том числе алкогольной и наркотической.

Согласно данным Иллинойского института реабилитации (Illinois Institute for Addiction Recovery), запущенный шопоголизм — это огромные денежные потери, испорченная коммуникация, проблемы с работой, тревожность и депрессия. «Шопоголики страдают из-за эмоционального истощения и постоянных размышлений о том, что произойдет, когда придет момент расплачиваться с долгами, которые не уменьшаются, а только растут», — говорит Лорин Конран (Lorrin Koran), психиатр из Стэнфордского университета (Stanford University).

Изучая особенности поведения покупателей в магазине, исследователи из Университета Ксавье ( Xavier University) обнаружили, что люди, которые классифицируются как шопоголики, чаще всего мотивированы внутренними факторами, такими как низкая самооценка или недовольство своей жизнью.

Как и другие зависимости, шопинг заполняет какую-то пустоту. В предыдущих исследованиях было выявлено, что компульсивные покупатели, которые принимали участие в программе Debtors Anonymous, также имели определенный тип личности, в сравнении с обычными покупателями. Они, как правило, любили фантазировать и были склонны к расстройствам личности. При этом не было обнаружено связи между шопоголизмом и полом/доходом участников: это делали и мужчины и женщины, независимо от их финансового положения.

«Я шопоголик, что делать?»

К счастью, расстройства импульсного контроля, к которым относится и шопоголизм, поддаются лечению. И чем раньше вы увидите проблему, тем лучше. «Важно понимать, почему вы делаете покупки, каковы ваши подлинные потребности. Вы покупаете, потому что вам одиноко? А может, чтобы отпраздновать хороший день? Когда вы поймете это, вам будет легче найти другие способы удовлетворения текущих потребностей», — говорит Live Science нью-йоркский психолог Эйприл Лейн Бенсон (April Lane Benson).

Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

3000

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: