- MedicGo - https://medicgo.ru -

Синдром злого мира: правда ли, что вокруг все плохо и дальше будет только хуже?

Если вы в последнее время часто читаете новости – особенно из-за рубежа – то ситуация в мире может для вас выглядеть довольно мрачно. В США – ураганы, в Мексике – землетрясение, в Канаде и нескольких регионах США – пожары. В России, впрочем, тоже хватает новостей с негативной окраской. В социальных сетях пользователи из-за рубежа реагируют на природные катаклизмы приблизительно одинаково – фразой «Мир заканчивается» («the world is ending»). Так ли это на самом деле? Объясняют ученые.

Против природы человек практически бессилен, и ощущение того, что мир кончился – закономерная реакция людей, которые потеряли все и вынуждены начать жизнь фактически с нуля. Однако статистика говорит, что в реальности до конца света еще довольно далеко, а с таким ощущением люди живут уже тысячи лет. Только в 1970 годах благодаря венгерскому профессору Джорджу Гербнеру (George Gerbner) это ощущение получило название – «синдром злого мира». Именно этот синдром можно наблюдать сейчас у многих американцев и жителей других стран, которым кажется, что мир стал намного более опасным, чем раньше, даже если объективно это не так. В качестве примера можно привести показатели травли в школах США – люди считают, что ситуация не изменилась, а на самом деле в 2005 году детей травили в 28,5% школ, а сейчас – только в 13,4%.

Восприятие человека, как уже не раз было доказано, может не давать ему рассмотреть рациональное зерно в том или ином массиве информации. Если он уверен, что вокруг все плохо, ураганы наступают, и дальше все будет хуже – даже если предоставить ему объективные данные, он все равно будет ощущать панику. Особенно это касается природных катастроф – эмоциональные переживания, связанные с ними, очень сильны, и поэтому остаются надолго, затеняя память об остальных происшествиях. К примеру, самолеты падают намного реже, чем происходят неудачные операции [1], и людей в среднем за год при таких падениях погибает меньше, но каждая авиакатастрофа – это гораздо более сильное переживание, и потому люди боятся летать сильнее, чем того, что при операции что-то пойдет не по плану. Существование синдрома злого мира не означает, что на самом деле мир безопасен – но если говорить о тех же ураганах, то ситуации, подобные нынешней, уже происходили 10 и 20 лет назад, и тогда мир, как можно увидеть сейчас, все же не рухнул.