Когда речь заходит о ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – большинство людей представляет себе несносного мальчишку, который никого не слушается и везде лезет. О девочке, у которой много друзей, и которая хорошо учится, подумают только те, кто близко знаком с такими девочками. Между тем, СДВГ встречается не только у детей мужского пола. Основные проявления этого расстройства развития – невнимательность, гиперактивность и импульсивность. В детском возрасте диагноз получает в три раза больше мальчиков, чем девочек, но взрослым мужчинам и женщинам СДВГ диагностируют одинаково часто – таким образом, у девочек расстройство часто проходит незамеченным. Это может быть опасно, так как в долгосрочной перспективе СДВГ может стать причиной развития расстройства психики или других проблем, таких, как сомнительное, рискованное поведение, плохая успеваемость [1], низкая самооценка.
Мидоу Шредер (Meadow Schroeder) из Университета Калгари (University of Calgary, Канада) предлагает обратить внимание на следующие 14 признаков СДВГ у девочек:
- Она слишком долго делает уроки – гораздо дольше положенного. Она легко отвлекается или просто забывает о домашней работе и в результате заканчивает ее поздней ночью.
- Она учится неэффективно, затраченные на получение знаний усилия не соответствуют результату.
- У нее плохо с пониманием прочитанного – она видит факты, но не может выявить связь между различными идеями в тексте [2]. Она пропускает важные детали, читая вступления к тестам.
- Ей сложно заводить друзей, потому что она не слишком хороша в социальных взаимодействиях. Она может стать изгоем или посмешищем среди сверстников.
- Она постоянно забывает свои вещи – например, сменную обувь или ручки и карандаши. Это может проходить незамеченным, если вокруг есть люди, готовые с ней поделиться.
- Она часто кладет вещи не на место.
- Она постоянно разговаривает. Постоянно.
- Она не бегает и не лезет везде, как мальчишки, но с готовностью вызывается на просьбы учителя и любит во время их выполнения (и просто так) поболтать с одноклассниками.
- В противовес пункту 4 – у нее может быть множество друзей, но когда она пытается организовать их, например, для игры – это у нее не получается, она не может решить, кто что будет делать, и раздражается. Принимать решения ей помогают друзья, которые также ищут ее вещи и стараются сделать ее более организованной.
- У нее множество проектов, но она не доводит их до конца.
- Она постоянно опаздывает, не может вовремя собраться для выхода.
- Она цепляется за любую внеклассную деятельность [3], чтобы сбросить энергию.
- Похоже, она не учится на своих ошибках.
- У нее наблюдаются постоянные скачки настроения – то она строит наполеоновские планы и этим счастлива, а в следующую секунду абсолютно подавлена из-за чьей-то фразы, принятой ей за критику.