- MedicGo - https://medicgo.ru -

Лекарства от изжоги могут быть опасны

Ингибиторы протонного насоса/протонной помпы (ИПН/ИПП) включают такие лекарства, как Омепразол, Омез, Лансопразол, Ланзоптол, Ланзап,  Эзомепразол, Пантопразол и др. Новое показало, что люди, принимавшие эти препараты, имели на 80% больше вероятность развития острого гастроэнтерита.

Когда-то это лекарства считались полностью безопасными, однако более поздние исследования все чаще показывают, что упущены некоторые побочные эффекты.

«Главная проблема в том, что многие люди подсаживаются на  ИПН без особой необходимости, например, принимая их просто от изжоги, и употребляют в течение очень длительных сроков, зачастую пожизненно. Безопасность в течение таких длительных периодов ранее не проверялась. ИПН взаимодействуют с множеством лекарств и некоторые сочетания весьма нежелательны» — поясняет Мина Тадроус, соавтор исследования.

Ранее ИПН обвиняли в повышенном риске рака желудка и даже ранней смерти. Исследователи из Парижского университета Сорбонны были скромнее и показали, что существует всего лишь повышенный риск острого гастроэнтерита. Правда, повышенный значительно — на целых 80 %.

Ученые использовали информацию из французской национальной базы данных. Они изучили более 233000 человек, постоянно принимающих ИПН, и сравнили их с почти 627000 людей аналогичного возраста, не принимавших эти лекарства.

Исследователи проанализировали зимний вирусный сезон 2015–2016 гг., и обнаружили, что люди, которые постоянно принимали ИПН, на 80% чаще болели кишечным гриппом (вирусный гастроэнтерит, ротавирусная инфекция)Кишечный грипп — то, что врачи называют острым гастроэнтеритом — обычно непродолжительное заболевание, вызванное вирусом. Основные симптомы: сильная рвота, диарея, боль в горле.

Существует несколько вероятных причин тому, что прием ИПН повышает риск заражения ротавирусом, но наиболее убедительным представляется, что из-за хронического снижения кислотности ротавирусы (и их союзники) активнее распространяются в желудке, поскольку  желудочная кислота играет значительную роль в их сдерживании.

«Если вы уменьшаете уровень кислотности, вы изменяете кишечную флору [бактерии в кишечнике, известные как микробиом], это делает вас более восприимчивыми к инфекциям», — предполагает Мина Тадроус.

В тог же время нашлись и критики исследования. Например, доктор Арун Сваминат, который является директором программы по воспалительным заболеваниям кишечника в больнице Ленокс Хилл в Нью-Йорке, утверждает, что есть все основания сомневаться в выводах французского исследования.

Так, например, французские ученые считали, что человек перенес острый гастроэнтерит, если он получил рецепт на лекарства, обычно используемые для лечения острого гастроэнтерита. Между тем, эти лекарства используются и для лечения других состояний.

Еще одна проблема, заключается в том, что в случае ИПН исследователи также полагались на наличие рецептов у пациента. Но во Франции можно купить эти препараты и без рецепта. Поэтому не факт, что те, кто, по мнению исследователей, не принимал ИПН, и в самом деле не принимали эти препараты.

Сами же исследователи говорят о том, что в любом случае есть смысл пересмотреть необходимость приема ИПН. При серьезных заболеваниях (пищевод Барретта, идиопатическая хроническая язва, трудно контролируемая гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ), синдром Золлингера-Эллисона и др.), скорее всего, польза от приема ИПН перевешивает риски. Но в других случаях (например, при борьбе с обычной изжогой), более уместно изменение потребляемых продуктов и режима приема пищи.