До некоторых пор усилия ученых, направленные на борьбу с болезнью Альцгеймера были сосредоточены на устранении бета-амилоидных бляшек и тау-белковых клубков. Но становится все очевиднее — когда все эти агрегации появились в мозге, исправлять что-либо слишком поздно.
Реальность такова, что раз начавшись, болезнь Альцгеймера неуклонно движется по нарастающей. Все тесты для ранней и сверхранней диагностики заболевания служат лишь одной цели — предупредить человека и его близких о том, к чему готовиться в ближайшем будущем.
Поэтому создание вакцины крайне актуально. Для исследователей самое главное было понять, на что нацелить вакцину, учитывая, что варианты с бета-амилоидом и тау-белком заведомо бесперспективны. Специалисты из Юго-Западного медицинского центра Техасского университета нашли альтернативный и очень интересный вариант.
Этот вариант связан с аполипопротеином E (AпoE, APOE), а точнее, с одним из его аллелей. Существует три основных формы AпoE — AпoE2, AпoE3 и AпoE4. Давно известно, что у людей с AпoE4 риск развития болезни Альцгеймера в 10 (!) раз выше, чем у людей с другими аллелями.
AпoE4 способствует накоплению бета-амилоидного белка, который вызывает характерные бляшки, наблюдаемые в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера. Однако ученые доказали, что начальном этапе происходит вовсе не накопление бета-амилоида. Самым ранним патологическим механизмом оказалось образование «пробок» в эндоцитозных пузырьках клеток из-за потери растворимости AпoE4.
Исследователи выяснили: чтобы убрать «пробку» нужно снизить pH эндоцитозных пузырьков и нашли способ осуществить это на практике. Ученые смогли полностью восстановить рециркуляцию данных везикул посредством ингибирования белка NHE6, который делает эндоцитозные пузырьки менее кислыми.
Следующим шагом является разработка индивидуальных низкомолекулярных ингибиторов, которые могут эффективно проникать в мозг и избирательно блокировать NHE6. Хорошая новость в том, что ингибиторы NHE — это небольшие молекулы, которые можно синтезировать без особых затрат и, следовательно, сделать их широко доступными, в отличие от более сложных методов лечения на основе антител.
Как говорят сами исследователи: «Мы движемся к тому, чтобы одна простая таблетка могла нейтрализовать риск болезни Альцгеймера». Впрочем, слова насчет одной таблетки, не следует понимать буквально — в любом случае речь идет о постоянном приеме препаратов, начиная лет примерно с 40. И тогда в в старости о болезни Альцгеймера можно будет не беспокоиться.
Комментарии (0)