Рак молочной железы стали гораздо чаще выявлять на ранних стадиях, когда шансы на излечение еще высоки. И теперь врачей и пациентов все больше интересует вопрос минимизации токсичности лечения, разумеется, при сохранении эффективности. Для этого требуется максимально дифференцированный подход к каждой ситуации.
Например терапия эстроген-отрицательного, HER2-положительного рака молочной железы обычно включает в себя: удаление большей части опухоли, комбинированное лечение антителами, чтобы сократить способность гена HER2 поддерживать рост раковых клеток, и, наконец, химиотерапию для непосредственного уничтожения раковых клеток.
Но похоже, в некоторых случаях химиотерапию из уравнения можно исключить. Исследователи из Онкологического центра Джона Хопкинса выявили биомаркер, позволяющий предсказать, когда иммунотерапии будет достаточно. Этот биомаркер выявляется с помощью ПЭТ-сканирования и связан со скоростью поглощения радиомодифицированной глюкозы раковыми клетками.
В исследовании, посвященном выявлению диагностического биомаркера, участвовали 88 женщин с ER-отрицательным, HER2-положительным раком молочной железы. ПЭТ-сканирование проводилось до терапии и через 15 дней после первого цикла приема пертузумаба и трастузумаба.
Пертузумаб и трастузумаб являются моноклональными антителами, которые точно нацелены на определенные белки в HER2-положительных раковых клетках и широко используются для лечения HER2-положительных раков молочной железы. Обычно их применяют в сочетании с химиотерапевтическими препаратами, которые отравляют клетки и дают соответствующие побочные эффекты. Но в данном эксперименте иммунотерапию начинали проводить без химиотерапии и наблюдали за прогрессом лечения.
Исследователи пытались оценить, могут ли ранние изменения, обнаруженные с помощью ПЭТ-сканирования на ранних этапах иммунотерапии, помочь определить, чья опухоль полностью исчезнет после лечения, нацеленного на HER2.
После двух недель лечения антителами ученые обнаружили, что они в самом деле могут предсказать, будет ли пациент отвечать на лечение, направленное на HER2, без химиотерапии. Наилучшим маркером стало изменение потребления глюкозы раковыми клетками спустя две недели после начала лечения, а также само значение этого потребления по истечению двух недель иммунотерапии.
Высокие уровни поглощения глюкозы через две недели указывали на то, антитела, вероятно, не справятся с опухолью в одиночку и понадобится поддержка в виде химиотерапии. И наоборот, низкие уровни, а также их снижение обещали, что химиотерапия окажется «третьим лишним», и пациентки могут быть избавлены от токсических эффектов.
Комментарии (0)