Между открытием новой болезни и выяснением ее причины обычно проходят десятилетия, а иногда и столетия, но на этот раз все произошло куда быстрее. Ученые справились за пятилетку, разобравшись не только с причиной болезни но и обозначив пути лечения.
Старшим автором исследования стал доктор Дэн Кастнер из Национального института исследования генома человека, который известен как «отец трудов об аутовоспалительных заболеваниях». Этот человек сделал очень много для преодоления невежества в отношении этих плохо изученных состояний.
Однажды внимание Кастнера привлекла группа пациентов, которые каждые 2-4 недели страдали от лихорадки продолжительностью от одного дня до недели. Помимо опухших лимфатических узлов, эта лихорадка подчас сопровождалась увеличением селезенки или печени, а иногда и язвой во рту. Вспышки начинались практически сразу после рождения и преследовали людей до глубокой старости.
Такое странное явление имело место среди родственников в трех семьях, что указывало на его генетическую природу. Генетическое тестирование показало, что у всех пострадавших есть мутации в гене RIPK1. Причем влияние этих мутаций было крайне необычно.
Дело в том, что в нашем организме имеется целый ряд встроенных механизмов, регулирующих воспалительные сигналы и гибель клеток. Они при случае дублируют друга, поскольку повреждение процессов клеточной гибели чрезвычайно опасно. Однако у обнаруженных пациентов с мутацией в RIPK1 генетическое изменение преодолевало все естественные механизмы контроля, что приводило к неконтролируемой гибели клеток и воспалению. Интересно, что три изученных семейства, из которых происходили больные, несли в своем геноме разные мутации RIPK1, но на выходе неизменно был один и тот же результат — аномальная клеточная гибель.
Ученые назвали это состояние устойчивым к расщеплению RIPK1-индуцированным аутовоспалительным синдромом (CRIA).
При этом состоянии гибель клеток ограничена определенными участками тела — прежде всего вокруг лимфатических узлов — а не распространяется повсюду, выводя из строя все органы подряд, тем не менее, воздействие болезни на жизнь людей очень серьезно. Существующие методы лечения других аутовоспалительных состояний не подходят больным с CRIA.
Хорошая новость в том, что ингибиторы RIPK1 уже разрабатываются для других состояний, и вполне возможно обеспечат целенаправленную терапию. Кроме того, открытие само по себе может привести к признанию ключевой роли гибели клеток в ряде аутовоспалительных состояний, тогда как ранее эта гипотеза не имела популярности в научных кругах.
Комментарии (0)