Бактерии постоянно совершенствуют свою устойчивость не только к антибиотикам, но и к естественному иммунитету человеческого организма. Постоянная битва за господство между болезнетворными бактериями и нашей иммунной системой усовершенствовала боевую тактику обеих сторон.
Взять, например, такого неприятного микроба как Methicillin-resistant Staphylococcus aureus он же метициллин-резистентный золотистый стафилококк. Эта бактерия устойчива к большой группе антибиотиков (пенициллины и цефалоспорины), а на макрофаги — захватчики бактерий, присутствующие в нашем организме он вообще не обращает внимания.
Исследователи из Мичиганского университета решили проверить, правда ли, что человеческий иммунитет совершенно ничего не может противопоставить метициллин-резистентному стафилококку. И оказалось, что у нас все же есть тайное оружие.
Тайным оружием оказались митохондрии. Наши энергетические станции подключаются к иммунной борьбе в самый критический момент, когда казалось бы, уже все потеряно.
Происходит это вот как. Когда происходит вторжение чужака в организм, иммунные клетки, называемые макрофагами, окружают и поглощают бактерии, помещая их в специальный отсек — фагосому или пищеварительную вакуоль. Запертый микроб теоретически должен быть уничтожен с помощью окислителей, выделяемых макрофагами в фагосому. Реактивный кислород повреждает внешнюю оболочку бактерии и разрушает ее внутренности.
Но метициллин-резистентный золотистый стафилококк голыми руками не возьмешь. Он успешно противостоит первоначальной атаке свободными радикалами. И тогда макрофаги, поняв, что попытка провалилась, зовут подкрепление. Они подают сигналы с помощью эндоплазматической сети, которая в данном случае действует как почтовое отделение: упаковывает и отправляет вещества по адресу.
Адресом доставки являются митохондрии, которые получив сигнал о помощи, отгружают дополнительное количество активного кислорода. Сам по себе активный кислород для митохондрий вещество естественное. Он является нормальным побочным продуктом их работы по производству энергии. Но как именно осуществляется логистика доставки кислорода к фагосоме?
Раньше науке было ничего не известно о митохондриях, которые бы занимались перемещением каких-то веществ. Однако новые исследования показали, что реактивные виды кислорода доставляются в крошечных митохондриальных везикулах. Ученые использовали флуоресцентные метки и методы визуализации с высоким разрешением, чтобы наблюдать, как процесс этот разворачивается в реальном времени.
Зачем иммунной системе два по сути взаимозаменяемых средства защиты? Наверняка сложно сказать, наш организм вообще имеет разные «запасные парашюты». Это нормально для такой сложной системы и хорошо, если хотя бы одна из защит срабатывает, как задумано.
Комментарии (0)