Все началось в Юго-Восточной Азии в 80-е годы 20 века — врачи и ученые отметили резкий скачок численности близоруких взрослых. Затем процесс охватил Китай, Европу и Россию, причем близорукость резко помолодела — например, в Китае от нее страдают 90% студентов, а в России она есть у трети школьников, заканчивающих 11 класс.
Как же это произошло? Игорь Азнаурян, офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель детских глазных клиник «Ясный взор», разбирается в причинах этого явления и рассказывает, опасно ли оно для нашего будущего.
Правда ли, что близорукость молодеет?
Увы, но это так. Это цена, которую человечество как вид заплатило за создание культуры, цивилизации и прогрессивное развитие.
Близорукость — это «болезнь эволюции» нашего общества. Сейчас множество профессий, без которых нормальное существование невозможно, требуют ежедневной нагрузки на глаза.
Причем, эта нагрузка начинается не во взрослой жизни, а с 6-7 лет, когда ребенок отправляется в школу. Профессор Аветисов назвал этот феномен «школьной близорукостью» — из-за резкого роста нагрузки на детские глаза с началом обучения в школе. При этом зрительная система формируется до 10 лет, и раннее начало обучения приводит к появлению близорукости.
Стоит ли отказаться от поголовного обучения детей и вернуться во времена, когда в России менее четверти населения было грамотным, а большинство занималось тяжелым физическим трудом? Это риторический вопрос, на который нет ответа.
Факторы риска при близорукости
Их можно разделить на две группы: факторы риска развития близорукости и те опасности, которые она несет.
Первая группа включат генетическую предрасположенность (если у обоих родителей есть близорукость, то вероятность ее появления у потомства — около 80%) и неправильный образ жизни, причем одно усугубляет другое. Основные проблемы современного образа жизни — малое время нахождения на свежем воздухе и неправильная организация использования гаджетов, книг, тетрадей и т.д.
Если ребенок проводит на свежем воздухе 1,5-2 часа в день, то риск близорукости снижается в 10 раз по сравнению с ребенком, который находится на улице 3 часа в неделю. Дело в том, что ультрафиолет благотворно воздействует на здоровье глаз.
Также многие дети не соблюдают режим учебы и отдыха, вместо прогулок и игр на свежем воздухе отдыхают за экранами гаджетов, в лучшем случае — за чтением. При этом используют гаджеты, книги, тетради лежа, стоя, на ходу или в движущемся транспорте. Однако это приводит к потере постоянного расстояния от экрана (листа) до лица, т.е. глазам приходится ежеминутно перестраиваться, что вызывает их перенапряжение и дисбаланс в работе цилиарных мышц.
Вторая группа — осложнения, вызванные близорукостью. У детей это дистрофические процессы глазного дна, в том числе сопровождающая их отслойка сетчатки (это все чаще встречается у близоруких детей). Когда они вырастают, то близорукость становится фактором риска для появления глаукомы.
Помочь тут могут только ежегодные осмотры у офтальмолога на протяжении всей жизни и строгое следование всем его рекомендациям, особенно если выявлено высокое внутриглазное давление — один из признаков глаукомы.
Гаджеты: правила безопасности
Все-таки мало что меняется: раньше главным врагом детского зрения были книги, и родители либо отнимали их у детей, либо просто запрещали читать вообще (а дети все равно читали — тайком под одеялом с фонариком), а сейчас роль главного пугала отошла к гаджетам со светящимися экранами. Особенно активно это мнение отстаивают бабушки и дедушки.
Но вот как раз гаджеты и не являются фактором, вызывающим близорукость! Нет ни одного исследования, которое однозначно выявило бы такую связь. Проблема, равно как и с чтением книг под одеялом, состоит исключительно в неправильном использовании и нарушении правил здорового образа жизни.
То есть, родители, запрещая детям читать (использовать гаджеты), сами и приводят ребенка к проблемам со зрением, так как он делает это тайком (играет с гаджетами в темноте).
Каковы же общие правила безопасности, которые помогут сохранить зрение ребенка?
Первое — не запрещать, но внимательно следить за использованием гаджетов.
Второе — ограничивать время: каждый час делать перерыв на 15-20 минут.
Третье — соблюдение режима учебы и отдыха. После нагрузки на глаза во время уроков необходимо минимум 1,5 часа прогулок или игр на свежем воздухе.
Четвертое — организация личного пространства ребенка. Комнаты, где он проводит время, должны быть хорошо освещены. Если отдельной комнаты нет, то в любом случае обязательно место для учебы с хорошим освещением. Также должны быть стол и стул подходящей высоты, чтобы строго соблюдать фиксированное расстояние от экрана или листа до глаз – 30-40 см.