Итальянский хирург Серджио Канаверо (Sergio Canavero) сделал смелое заявление, сообщив, что ему удалось провести операцию по пересадке головы. В дальнейшем, впрочем, выяснилось, что 18-часовая операция была проведена на трупе, а это значит, что успешной в полной мере назвать операцию затруднительно.
Пока сам Канаверо говорит об операции на пациенте как о решенном деле, эксперты со всего мира вовсе не разделяют его энтузиазма. Большинство из них уверено, что провести такую трансплантацию, сохранив жизнь реципиенту, не удастся.
Артур Каплан (Arthur Caplan) из Медицинского центра Лангон при Университете Нью-Йорка (New York University’s Langone Medical Center) считает, что последнее заявление Канаверо – всего лишь «продолжение отвратительного жульничества». Он высказывает сомнения, что такая операция возможна в принципе.
Каплан поясняет, что принимает участие в программе по трансплантации лиц, действующей в Университете Нью-Йорка, и такая операция является очень сложной. «Пациент должен принимать огромное количество иммуносупрессантов, чтобы не допустить отторжения трансплантата. Пересадка головы – еще большая проблема, при которой могут потребоваться еще более серьезные дозы этих препаратов. Это может привести к гибели пациента через несколько лет после пересадки – из-за отторжения органа или малейшей инфекции».
Он также подчеркивает, что из-за биохимических различий реципиента и донора, даже в том случае, если операция пройдет успешно, у пациента будут серьезные проблемы с психикой: «Думаю, что он сначала сойдет с ума, а потом умрет».
Он, однако, отмечает, что разработки, появившиеся в ходе подготовки Канаверо и его команды к операции, будут использоваться при лечении спинномозговых травм.
Майкл Сарр (Michael Sarr), редактор журнала Surgery и бывший хирург клиники Мейо (Mayo Clinic), также считает операцию по трансплантации головы невозможной. При перерезании нерва отмирает как область ниже точки повреждения, так и нейроны, расположенные выше ее. Нервные волокна, расположенные выше разреза, со временем могут восстановиться, но лишь частично. «Нервы удастся соединить, но они не вырастут заново. И затронет это не периферические нервы, которые есть, например, в руке, а нервные волокна, расположенные в спинном мозге!»
Скептически к задумке Канаверо относится и нейробиолог Дин Барнетт (Dean Burnett). «Тут еще есть над чем работать, – говорит он, – можно, конечно, сварить вместе половины от двух разных машин и назвать это успехом. Но в тот момент, когда вы повернете ключ зажигания и вся конструкция взорвется и взлетит в воздух, многим будет сложно поверить в вашу гениальность».
Он подчеркивает, что Канаверо считает успешными эксперименты, результаты которых большинству ученых не кажутся чем-то впечатляющим. Кроме того, он провел очень мало экспериментов на животных, подтверждающих, что методика действительно работает. Сам Канаверо рассказал об опытах на крысах, собаке и обезьяне – последняя, по его словам, прожила лишь 20 часов после операции.
Саша
Как это было хорошо,если бы такие операции имели бы успех!