Здоровье кожи и волос, крепкие кости, противостояние стрессам и активизация обменных процессов — это все о нем. Суперзвезда в мире витаминов, витамин D может похвастаться не только перечисленными функциями, но это, пожалуй, самые важные из списка. Большинство людей получает достаточно витамина D с солнечным светом, но если человек живет в условиях суровой и протяженной зимы (добро пожаловать в Россию), то синтез витамина в это время года может оказаться неадекватен потребностям организма.
Что происходит с нами при дефиците витамина D? Если не вдаваться в подробности (то есть, во внутренние процессы), то нам хочется больше спать, мы чувствуем нетипичную усталость и грустим без особого повода. На самом деле, недостаток «солнечного витамина» тесно связан с аффективным расстройством настроения, больше известным как сезонная депрессия, так что минусы в данном случае очевидны.
«Синтез витамина D, который, помимо прочего, имеет решающее значение для здоровья костей, требует воздействия УФ-излучения. Летом, когда солнце находится прямо над головой, синтез может быть очень эффективным. Людей со светлой кожей в умеренном климате всего 10 минут солнечного света в день обеспечат необходимым его количеством», — объясняет The New York Times доктор Бесс Доусон-Хьюз (Bess Dawson-Hughes) из Университета Тафтса (Tufts University).
Однако это, замечает эксперт, предварительная и усредненная оценка, так как очень многие факторы, о которых мы забываем, могут повлиять на синтез витамина D. Например, людям с более темной кожей требуется в два-три раза больше времени под воздействием УФ-лучей, чтобы добиться оптимального эффекта. «Нельзя забывать, что способность организма к синтезу витамина D снижается с возрастом, — добавляет Доусон-Хьюз. — Свою роль могут сыграть и экологические факторы, такие как облачность, озоновый слой и загрязнение воздуха».
Важно иметь в виду, что в то время как кратковременное пребывание на солнце хорошо для организма в смысле синтеза витамина D, оно может быть крайне опасно для кожи, поскольку даже небольшие дозы УФ-лучей увеличивают риск меланомы. «Внимательность пргодится, чтобы получить ровно столько солнца, сколько нужно, но все же не так много, чтобы его воздействие спровоцировало покраснение, эритему или ожог», — комментирует Жан Танг (Jean Y. Tang), профессор дерматологии в Стэнфордском университете (Stanford University).
Речь идет о том, чтобы постоянно использовать солнцезащитный крем, не забывать о головном уборе и оставлять как можно меньше открытых участков кожи. Конечно, все это немного уменьшит количество витамина D, которое вы в итоге получите, но, как объясняют дерматологи, для здорового человека этого окажется вполне достаточно. Но, разумеется, сейчас мы говорим о лете.
Зимой получить здоровую дозу витамина D довольно трудно, потому что солнца становится значительно меньше, а мы, в свою очередь, проводим куда меньше времени на улице. «Здесь полезно помнить, что наши тела могут запасать витамин D в печени и жировых тканях, так что если мы получим достаточно летом, весной и осенью, то проблем с этим, скорее всего, не будет», — говорит диетолог Кэрол Хагганс (Carol Haggans).
Исследования показывают, что уровень витамина D в нашем организме обычно достигает максимума в сентябре, а минимума — в марте. Так что если с приближением весны вы чувствуете все большую апатию и все меньшее желание куда-то ходить и что-то делать, возможно, вам стоит включить в рацион больше продуктов с витамином D или подумать о приеме добавок (но обязательно после консультации с врачом). Норма потребления витамина для здоровых взрослых составляет 600 МЕ в день, для пожилых людей — 800 МЕ в день при условии минимального воздействия солнца. При этом в 100 граммах лосося содержится около 500 ME, а в чашке обогащенного витамином D молока — примерно 120 ME.
Wladimir
Не согласен с автором, что зимой есть проблемы с загаром. Для меня, жены и даже внучки февраль и март лучшие, как правило у нас они самые солнечные месяцы для загара в квартире. Сегодня, 25 февраля с 9 и до 10:30 внучка загорала на моей двуспальной кровати с наушниками и своим таблетом и к завтраку пришла с красными как яблочки щёчками и с порозовевшей кожице на спинке. Проще не бывает: беру полиэтиленовую плёнку (матовую, чтобы с улицы не глазели) сверху на несколько см. длинее верха окна лёгкий алюминиевый уголок, к которому скотчем прикрепляю плёнку (её ширина на прим. 12 см. шире окна с каждой стороны), а снизу тяжёленький брусок сечением 2х3,5см , к которому тем же скотчем закрепляется плёнка. Плёнка пропускает ультрафиолет почти все 100%. У меня металлопластиковые окна и на несколько секунд даже в мороз открыв раму, кладу на её петлю одну сторону алюминиевого уголка а другую сторону уголка кладу на раму спаренного окна, за секунду раскручиваю плёнку с нижнего тяжёлого бруска. Этим же бруском тугенько подогнанным по внутренней ширине оконного проёма натягивается плёнка, а бока натянутой плёнки внахлёст закрывают щели. Чтобы легче вытаскивать заклиненный брусок, с обеих сторон у него петли — чтобы легко схватить пальцами. Спиртовый термометр положенный на кровати показывал сегодня 39,5° (в комнате 21°). К лету мы всегда уже все «подрумяненные топлес»!
Здоровья всем!