Каждый знает, что дома и стены лечат. Больничные стены тоже могут помогать, особенно если к ним руку приложил художник, наполнив пространство больницы яркими красками
Когда больничные стены тоже лечат
Оказаться в больничном пространстве – стресс для любого человека, а для ребенка – тем более. Особенно тяжело, когда на тебя давят серые больничные стены и стерильная обстановка, каждый раз напоминая о болезни.
Многочисленные исследования показывают, что психологический комфорт пациентов, в особенности тех, кто проходит длительное лечение, зависит от большого количества вещей, в том числе, самого пространства. По мнению психологов, чем меньше больница напоминает больницу, тем лучше для пациентов.
Для того, чтобы выбить человека, попавшего в больницу, из стрессового состояния, художники решили преображать такое пространство – создавать инсталляции, игровые зоны, раскрашивать стены. И оказалось – такие стены действительно лечат.
То, как пространство больницы организовано, оказывается невероятно важным. Мы и для взрослого часто используем такую метафору – дома и стены лечат, вкладывая в это смысл, что окружающая нас среда может либо нам помочь, либо, наоборот, ухудшить наше состояние, говорит медицинский психолог Отделения клинической психологии НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, сотрудник БФ «Подари Жизнь» Наталья Клипинина.
Дети с тяжелыми заболеваниями – онкологическими, гематологическими, иммунологическими – попадают в больницу на длительное лечение и оказываются оторванными от привычной среды. И отсутствие поддерживающей, теплой атмосферы оказывается дополнительной травматизацией.
«Те арт-объекты и интерьеры, которые создают художники, волонтеры в больницах, конечно, стимулируют, поддерживают и развивают детей. Обычно больница делит жизнь ребенка на до и после болезни, и потом этот промежуток сложно склеить. Больничное преображение создает некую непрерывность жизненного пространства ребенка, дает возможность продолжения игры (как важного для детей способа адаптации), развития и обучения детей, их жизни», – говорит Наталья Клипинина.
Это очень полезно и для родителей, которые оказываются истощены с психологической точки зрения. Эти яркие объекты помогают родителям отвлечься, сосредоточиться. Медперсоналу такие объекты помогают проводить процедуры, отвлекая детей, и в целом – бороться с профессиональным выгоранием.
При этом, как отмечает психолог, очень важно, чтобы поддерживающими были не только больничные стены, но и сам персонал, и близкие ребенка. Чтобы все сработало, должно быть единство человеческого фактора и внешней обстановки, говорит она.
Как арт-прививалось больничное пространство
Сегодня есть несколько проектов, которые занимаются подобным преображением – наполняют серое пространство больниц красками и энергией. Например, проекты «Веселый коридор», «Арт-прививка» и «Артерия».
Художник, куратор проектов – «Арт-прививка» и «Артерия» Марина Звягинцева рассказывает, что идея преображать больничные стены возникла давно – около пяти лет назад.
«Каждый из нас когда-то был ребенком, который боялся идти в поликлинику и самое тяжелое – это страх, который ты испытываешь. Ты болен, ты идти не хочешь. И задача художника – выбить ребенка из этого состояния, отвлечь его, чем-то озадачить, зацепить, чтобы он перестал испытывать страх», – рассказывает Марина Звягинцева.
Современное искусство становится неким буфером между полюсом детства и болезнью. Оно дает возможность адаптироваться ребенку в больничных стенах – играя, он перестает испытывать страх.
К тому времени Марина Звягинцева уже интегрировала современное искусство в общественные пространства – двор ВШЭ, школа Ямбурга и другие. И в один прекрасный день художников позвали в ремонтирующуюся поликлинику – придумать там арт-проект. И хотя с этой поликлиникой по техническим причинам не сложилось, появилось новое предложение от Попечительского совета Морозовской детской больницы. Так 17 профессиональных художников стали «арт-прививать» пространство корпуса поликлиники Морозовки. С этого все и началось.
Художники преобразили корпус с первого по третий этаж. Марина Звягинцева заменила решетку в гардеробе на «Лабораторию детства» – колбы с игрушками. Герасим Кузнецов сделал такой проект – большую дверь для ребенка, маленькую дверь для доктора. Чтобы ребенок в больнице чувствовал себя хозяином. Росписи Ольги Божко украсили первый этаж. А Ольга и Олег Татаринцевы сделали из разноцветной плитки стену с «Вредными советами» писателя Григория Остера.
«Много разных таких историй, которые прячутся внутри больницы – они не мешают лечебному процессу, но отвлекают детей. Есть даже интерактивная доска – Наташи Стручковой и Макса Илюхина, на которой с помощью цветных резинок дети сами могут делать рисунки», – говорит художник.
Художественное преображение больничного пространства поначалу одобрили не все врачи, и хотя главврач и Попечительский совет были за, были и несогласные – «Я заслуженный врач, а у меня на двери – капуста».
Все изменилось после того, как врачи увидели – как это работает. Детский плач, который всегда есть в поликлинике, вдруг превратился в детский гул, новое пространство поглотило маленьких пациентов и сама история, то, ради чего создавалось все – заработала.
После этого арт-прививка распространилась на 22 корпус Морозовской больницы. Серый, обшитый профнастилом корпус, было не узнать – в 2015 году на фасаде забилось сердце, появилась большая кардиограмма с игрушками – арт-проект Марины Звягинцевой «Игровые коммуникации».
Далее арт-прививка распространилась на новый строящийся корпус (он был открыт в 2017 году) и превратилась уже в проект «Артерия». Под «Артерию» попал вестибюль – там поместили проект Ростана Тавасиева – пятиметровую ДНК из детских кубиков. В центре расположена радужная колонна Марины Звягинцевой, обшитая прозрачными трубами с разноцветными игрушками. Игровая тема продолжена в витринах с ретро – игрушками от Московского Музея дизайна. В буфете Володя Логутов разместил панно из авторской плитки с отпечатками детских рук.
Сейчас художники работают над лестницами, над вторым-третьим этажом. Открытие первой части состоится уже в апреле. В планах распространить «Артерию» на все этажи и коридоры и дойти до самого сакрального – детских палат. Работать там, отмечает Марина Звягинцева, особенно сложно, так как дети в них находятся постоянно. Кроме этого, необходимо, чтобы изображения не раздражали, в то время как в коридорах, наоборот, максимально соблюдаются игровые моменты.
Больничное преображение становится требованием
Сам художественный процесс достаточно трудоемкий, и путь от эскизов до реальных объектов может занимать несколько месяцев и даже лет, говорит Марина Звягинцева. Например, на всю «Артерию» ушло как минимум два года.
Во-первых, само пространство больницы – достаточно тяжелое. Это все-таки не выставочный зал, а место, где лечатся. С одной стороны, нужно не мешать, с другой, быть настолько заметными, чтобы ребенок обратил внимание. Помимо этого, необходимо соблюдать все СанПиНы, чтобы все мылось – протиралось. «Неделю мы общались с эпидемиологом, который объяснял, куда вообще вторгаться нельзя. Например, есть чистые зоны – коридоры, где моется все сверху до низу хлоркой, реанимационные отделения, инфекционные», – говорит художник.
Кроме этого, трудности возникают еще из-за того, что здание было в процессе строительства. Например, проект вестибюля создавался, когда самого помещения еще не было, был только чертеж. Поэтому в процессе многое видоизменилось – что – то пришлось убрать или изменить, что – то, наоборот, добавить.
Сам монтаж объекта обычно занимает около месяца. Например, «ДНК» изготавливали несколько месяцев – несколько раз меняли конструкцию, пришлось облегчить ее из-за определенных требований. Колонна была сделана чуть быстрее.
Стоит отметить, что проект благотворительный. Сами художники за свою работу ничего не получают, транши от благотворительных фондов идут только на расходные материалы.
Сам проект живет не только в рамках Морозовки. Например, после того, как состоялось открытие «Арт-прививки» к Марине Звягинцевой обратилась тюменская арт-группа «Цвет города», которая попросила использовать имя проекта, чтобы преображать больницы Тюмени.
«Сейчас детская больница не воспринимается как чистое пространство – в нем должны быть художественные находки. Сейчас это становится потребностью и требованием», – отмечает куратор проектов.
На роспись выстроилась очередь из больниц
Еще один проект – «Веселый Коридор», участники-волонтеры которого занимаются росписью стен в детских больницах. Появился он в конце 2012 года по инициативе Попечительского совета Морозовской детской больницы. А в январе 2013 года волонтеры создали два панно размером 3х5 метров в отделении эндокринологии. Работа была с восторгом встречена пациентами и персоналом, и было решено – продолжать работу.
Художники стали расписывать отделения больницы одно за другим. За три года в сказку превратились пространства 10 стационарных отделений, кабинетов УЗИ, рентгена, компьютерной томографии, приемного отделения. Сейчас за плечами «Веселого коридора» преображенные стены Морозовки, Детской больницы им. Башлевой, НЦЗД РАМН и Детской больницы Святого Владимира. Сегодня идут работы в коридорах НПЦ детской психоневрологии.
Эскизами будущих картин занимаются профессиональные художники, а в самой росписи участие принимают волонтеры. Стать волонтером может любой желающий. Сейчас – это и те люди, которые хотят окунуться в творчество, помогая другим людям. И те, кто сами или чьи дети лежали в больницах, и они знают, как это тяжело. Среди волонтеров также – много студентов, в том числе, будущие медики. Все они отдают «Веселому коридору» свое свободное время, приводят сюда друзей и близких.
Сам процесс достаточно трудоемкий, признаются участники проекта – на роспись больничных стен уходит много времени. Например, на роспись большого отделения больницы может уйти от полугода до года. Поэтому пока у проекта образовалась небольшая очередь из больниц и поликлиник.
«Мы расписываем стены коридоров, диагностических кабинетов и палат для улучшения психологического комфорта маленьких пациентов больницы, их родителей и медицинского персонала. Сейчас заявки поступают со стороны больниц и некоммерческих организаций, их поддерживающих. Собралась очередь учреждений, которые выразили желание принять участие в проекте «Весёлый Коридор», – рассказали в инициативной группе проекта.
Для проекта недавно произошло значимое событие – он вошел в Союз волонтерских организаций и движений – СВОД. Обрел тем самым юридический статус и новые возможности, в частности, по привлечению пожертвований.
Все это дает нам основание надеяться, что в скором будущем «Весёлый Коридор» сможет одновременно делать росписи в нескольких больницах и наша «очередь» станет двигаться намного быстрее, говорят участники проекта.
(6 оценок, среднее: 4,17 из 5)
Комментарии читателей