Вопрос привлечения к уголовной ответственности медицинских работников за вред, причиненный при оказании медицинской помощи, являются одним из самых сложных в уголовно-правовой квалификации. О врачебных ошибках, ответственности медработников и правах пациентов редакция Вести.Медицина поговорила с Ольгой Нянькиной, адвокатом, управляющим партнером адвокатского бюро «Нянькин и партнеры».
Ежедневно большинство врачей в процессе выполнения своей работы многократно совершают одинаковые или однотипные медицинские манипуляции, отработанные в соответствии с устоявшейся практикой и стандартами. Но не всегда все идет так, как должно – известны случаи, когда здоровью пациента наносится вред, состояние больного ухудшается вплоть до летального исхода.
В уголовном кодексе отсутствует определение понятия «врачебная ошибка». Это позволяет произвольно давать оценку действию или бездействию врачей, за которым последовало ухудшение состояния здоровья пациента либо его смерть.
С формальной точки зрения составы преступлений, по которым квалифицируются врачебные ошибки, имеют неосторожную форму вины. Следовательно, чтобы доказать наличие состава таких преступлений, как причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК) и халатность (ст. 293 УК), необходимо установить, что медицинский работник проявил преступное легкомыслие или небрежность при исполнении своих обязанностей.
Неукоснительное соблюдение правил, отработанных алгоритмов проведения процедур, скорее всего, поможет избежать наступления неблагоприятных последствий, а в случае отрицательной динамики состояния пациента – позволит избежать уголовно-правовой квалификации действий и привлечения к уголовной ответственности.
Сложнее ситуация складывается в отношении медицинских работников, чья деятельность связана с оказанием неотложной медицинской помощи, в том числе в областях нейро- и общей хирургии, анестезиологии и реанимации. Врачи, принимающие решения за доли секунд, от которых зависит вопрос жизни и смерти, нередко оказываются перед дилеммой: рисковать своей репутацией и бороться за жизнь пациента или нет.
Границы обоснованности риска в уголовном праве не имеют четких пределов, а оценка данного обстоятельства как деяния, исключающего преступность, находится в компетенции следственно-судебных органов. Однако на практике соблюдение формальных процедур в процессе оказания медицинской помощи, в том числе и носящей неотложный характер, позволяет врачам даже при наступлении негативных последствий избежать уголовной ответственности за наступивший вред.
Врачебная практика является частью сферы оказания услуг, а потому отношения «врач (медицинское учреждение) – пациент (или его представитель)» рассматриваются в контексте потребительских, даже если медицинская помощь является безвозмездной и оказывается в рамках обязательного медицинского страхования. Такая структура отношений по оказанию медицинской помощи (медицинских услуг) позволяет формально проще оценивать содержание взаимных прав и обязанностей.
Одним из важнейших критериев удовлетворенности от полученной услуги является тот результат, который хотел или должен был получить пациент. Информированность пациента (его представителя) о возможном результате лечения и подтверждение пациентом своего согласия о ходе лечения, предполагаемом результате и возможных побочных последствиях, выступают в качестве организационно-правовых гарантий как для врача, так и для пациента.
Максимально подробная регламентация процесса совершения процедур, наряду с последовательным информированием пациента об их целях, последствиях и возможных побочных эффектах, позволит с одной стороны избежать фатальных врачебных ошибок, а с другой – защитит права пациентов, которые нередко сталкиваются с навязыванием услуг, особенно в сфере платного обслуживания.
Большое значение в этих условиях приобретает разработка стандартов оказания всех видов медицинской помощи, доступных на сегодняшний день. Администрирование врачебной деятельности также имеет огромное значение, поскольку наделение должностными обязанностями медицинского персонала в каждую отдельную рабочую смену позволит четко распределить пределы ответственности и наделить обязанностями и врачей, и младший медицинский персонал. Это поможет избежать ситуаций, при которых пациент вынужден «бегать» от одного врача к другому.
Пациент как потребитель медицинской услуги действующим законодательством наделен широкими правами. По Закону № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», он имеет право на:
выбор врача и выбор медицинской организации;
профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях;
получение консультаций врачей-специалистов;
облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
отказ от медицинского вмешательства;
возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
допуск к нему адвоката, законного представителя, священнослужителя.
Соблюдение баланса прав и интересов пациента и медицинской организации (врачей) окажется возможным тогда, когда медицинские работники будут добросовестно и компетентно исполнять свои врачебные обязанности, а пациенты – реализовывать свои права и исполнять требования медицинских рекомендаций наряду с соблюдением правил внутреннего распорядка в месте оказания медицинской помощи, не допуская злоупотребления этими правами.
Комментарии читателей