«Главное – это обычная городская клиническая больница, где помощь может получить любой житель абсолютно бесплатно»
Еще несколько лет назад сложно было представить, что в обычной московской больнице можно будет увидеть робота-хирурга, автоматизированные лаборатории и многие другие технологические достижения. И, хотя отечественной медицине еще далеко до идеальной, есть вещи, которые действительно поражают. Некоторые из них редакция Вести.Медицина увидела в центре спинальной нейрохирургии городской клинической больницы (ГКБ) №67имени Л. А. Ворохобова
Как хирург и робот лечат позвоночник в поликлинике
Основные патологии, с которыми обращаются пациенты – дегенеративные заболевания и травмы позвоночника, это различные формы грыж, спинозы, рассказывает руководитель центра спинальной нейрохирургии городской клинической больнице (ГКБ) № 67 имени Л. А. ВорохобоваДмитрий Дзукаев.
Уникальность центра спинальной нейрохирургии состоит в том, что здесь можно получить помощь «под ключ». Это значит, что в стенах центра вы пройдете путь от диагностики до реабилитации. И все это с помощью современного оборудования и под присмотром высококлассных специалистов.
«Все начинается с точной диагностики – если вы ошиблись на стадии сбора информации, то вы уже ушли с верного пути», – говорит Дмитрий Дзукаев.
Диагностика крайне важна, и в клинике для этого есть прекрасные возможности. Например, в арсенале врачей – уникальная установка BodyTom – мобильный томограф для интраоперационного обследования.
Помогает хирургам робот Mazor, который предельно точно планирует операцию на позвоночнике. Сам уровень роботизации и супераппаратуры в спинальном центре поражает. Управляют медицинскими новинками знатоки своего дела – без мастерства хирургов здесь не обойтись.
Дмитрий Дзукаев рассказывает, что сегодня на операционном столе молодая женщина, у которой серьезные проблемы с позвоночником.
«Позвоночник – это информационный кабель нашего организма, и он сдавлен. Спинной мозг – заложник, шейная грыжа – агрессор, я – спецназ. Я должен освободить заложника, ликвидировать агрессора. Одно неверное движение – агрессор смещается в сторону спинного мозга, и может произойти катастрофа. Поэтому необходима эксклюзивная точность», – отмечает он.
Операция начинается со сканирования – мобильный томограф в автоматическом режиме сканирует проблемную зону. Далее собранная информация по Wi-Fi передается на рабочую станцию, где можно видеть изображение пораженного участка, объясняет хирург. По картинке, выведенной на экран, можно определить, насколько выражено смещение. Нервные корешки, которые отвечают за нижние конечности, сдавлены, поэтому пациент ходит с трудом.
Фото: экран томографа
«Наша задача – не просто освободить нервные корешки, но и зафиксировать их таким образом, чтобы позвоночник вновь приобрел опорность и чувствительность, а боли прошли», – говорит Дмитрий Дзукаев.
После сканирования врачи в 3D-режиме моделируют операцию, имплантируют необходимые фиксаторы, создавая идеальную модель позвоночника. Компьютер в случае недопустимых параметров корректирует работу специалистов. Когда идеальная картина зафиксирована, начинается сама операция.
Манипулятор машины (рука робота) устанавливается на специальной рамке, зафиксированной на позвоночнике. После чего он, следуя заданным параметрам, устанавливает имплантат в позвоночник с точностью до миллиметра. Пациентке будет установлена четырехвинтовая титановая металлоконструкция, говорит врач.
«Уникальность в том, что томография производится в том заданном положении, в котором будет проходить имплантирование всех конструкций, а это практически нивелирует возможность любой ошибки», – говорит Дмитрий Дзукаев.
Томограф позволяет проводить сканирование пораженного участка в позе, необходимой для операции. Чаще всего это положение на животе, позвоночник выгнут специальным образом. Стандартная компьютерная томография проводится лежа на спине. Имея такие данные, робот может быть дезориентирован – он считает, что пациент находится в том положении, которое ему показывает томограмма, и может спланировать операцию неправильно, поясняет доктор.
Фото: операция
Наряду с успешной операцией, немаловажной составляющей выздоровления является реабилитация, курс которой тоже можно пройти в центре. Заведует отделением лечебной физкультуры и физиотерапии Алина Реутова. Под ее чутким руководством уже не один больной после перенесенной операции встал на ноги.
Среди пациентов центра много профессиональных спортсменов. Например, игрок регбийной команды «Енисей-СТМ» Улдис Саулите. В 2011 году спортсмен получил травму спины, дальнейшее продолжение карьеры оказалось под большим вопросом. Но благодаря врачам спинального центра сегодня регбист успешно продолжает свою карьеру.
Сейчас, например, курс реабилитации после операции на позвоночник проходит игрок астраханского футбольного клуба «Волгарь» Евгений Кирисов. Сегодня в «рационе» спортсмена – силовые тренировки, растяжки, занятия в бассейне. Сам футболист уже в ближайшее время планирует вернуться к игре.
Несмотря на то, что у команд есть все возможности отправить своих игроков в любую зарубежную клинику, они выбирают московские центры. Сегодня столичная медицина по многим параметрам не уступает западной.
«То, что спортсмены оперируются и реабилитируются в системе московского здравоохранения, говорит о многом», – отмечает Дмитрий Дзукаев.
Результаты анализов за 40 минут вместо недели
Еще одна гордость ГКБ № 67 – полностью автоматизированная микробиологическая лаборатория, аналогов которой нет в мире. В лаборатории проводится все типы анализов биоматериалов. Она занимается обслуживанием Северо-Западного округа, части Центрального округа и еще ряда медучреждений.
«Сегодня в лаборатории работает всего 50 сотрудников. При этом ежегодно проводится 20 миллионов исследований – и это не предел. На сегодняшний день это обслуживание трех миллионов человек. Но мы намерены увеличивать число пациентов, которым необходимо лабораторное исследование», – говорит главный врач ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова Андрей Шкода. Для этого у клиники есть соответствующие резервы, отмечает он.
Если раньше результаты анализов приходилось ждать до недели, то благодаря появлению автоматизированной системы скорость исследования сократилась до 30 минут. То есть через 30-40 минут результат исследования может оказаться на рабочем столе врача или электронной почте самого пациента, отмечает Шкода.
Сейчас в больнице работает три роботизированных комплекса, которые поступили по программе модернизации здравоохранения Москвы. Пока это пилотный проект, но он будет тиражироваться.
Все этапы исследования – с момента загрузки пробирки с образцом в комплекс и до момента электронной выдачи результата – выполняются автоматически, говорит заведующая микробиологической лабораторией городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Ольга Орлова.
Образцы в транспортных контейнерах загружаются в систему первичного микробиологического посева. Система считывает штрих-код, который содержит данные об индивидуальном номере образца и типе исследования, и подбирает чашки с нужными питательными средами.
После посева чашки по транспортеру загружаются в умные инкубаторы, где их фотографирует специальная камера. Полученные изображения поступают на рабочие терминалы врачей. Врач может учитывать результат и назначать дальнейшие тесты в цифровом виде, не прерывая инкубацию.
Благодаря внедрению таких технологий увеличились скорость и качество исследований, и снизилась финансовая нагрузка. Например, если раньше стоимость исследования достигала 100 рублей, то сейчас снизилась почти в два раза. Теперь нет необходимости иметь в каждой клинике свою лабораторию.
Фото: лаборатория
Медицина высшего разряда по ОМС
На достигнутых успехах клиника останавливаться не собирается и продолжает активно заниматься новыми разработками.
«Мы на протяжении восьми лет занимаемся проектным моделированием, в настоящее время в нашем портфеле восемь проектов», – говорит Андрей Шкода.
Среди них – создание молекулярно-генетической лаборатории, еще один проект связан с аутофагами, работа по которому ведется совместно с медицинской школой Ганновера и научно-исследовательским институтом эпидемиологии и микробиологии им. Габричевского. В течение этого года некоторые разработки будут уже внедрены.
«Та техника, которую вы видели – это тоже не предел. И самое – главное, что наши сотрудники принимали участие в разработке этой техники – это робот Mazor, это 3D-микроскоп, навигационная система. Это все создавалось с участием наших сотрудников спинального центра – Дмитрия Дзукаева, Александра Пейкера», – отмечает главврач.
Но самое важное, по его мнению, это то, что это современное лечение доступно всем москвичам. «Главное – это то, что это обычная городская клиническая больница, это не элитная клиника. Помощь здесь может получить любой житель Москвы абсолютно бесплатно в рамках ОМС», – говорит Алексей Шкода.
Получить помощь в столичных клиниках могут и жители других регионов в рамках программы «Москва – город здоровья».
А я всё-таки как-то побаиваюсь операций на позвоночник….мне кажется в большинстве случаев они не оправданы….вон сколько осложнений часто бывает после таких операций. Сама живу с остеохондрозом и чувствую себя нормально. Помогает прежде всего ревмафлекс. Он кстати помог снизить дозировку и нпвс в том числе, потому что сам отлично снимает более воспаление, при этом не вредит желудку.
Аня
А я всё-таки как-то побаиваюсь операций на позвоночник….мне кажется в большинстве случаев они не оправданы….вон сколько осложнений часто бывает после таких операций. Сама живу с остеохондрозом и чувствую себя нормально. Помогает прежде всего ревмафлекс. Он кстати помог снизить дозировку и нпвс в том числе, потому что сам отлично снимает более воспаление, при этом не вредит желудку.