Врач в тропиках: зачем ехать из Уфы в Гватемалу?

0

Вести.Медицина побеседовали с Викторией Валиковой, врачом-инфекционистом, отправившейся работать в тропические страны.

Всем привет, меня зовут Виктория, я российский врач-инфекционист. Какое-то время я работала в приемном покое инфекционной больницы города Уфа, а потом получила дополнительное образование в Бельгии по специальности «тропическая медицина и организация здравоохранения в странах с ограниченными ресурсами».

Вот уже больше трех лет я живу и работаю в «экзотических» странах – на моем счету Гватемала, Гондурас и Гаити. У каждой страны свои особенности и «порядки», это довольно увлекательно, лечить людей в условиях ограниченных ресурсов, тропическом климате и удаленности от больниц.

Что касается выбора специальности, скажу, что я считаю инфекционные болезни наиболее интересными с точки зрения дифференциальной диагностики в первую очередь, а тропическую медицину – самым интересным разделом инфекционных болезней. Дело в том, что для того, чтобы разбираться в тропической медицине важно не просто хорошо знать симптомы болезней и то, как их лечить: важно хорошо разбираться в географии заболеваний (вплоть до детального знания районов разных стран), важно знать культуры и особенности жизни народностей и поселений, разбираться в антропологии. Кроме того, тропический врач обязан хорошо знать медицинскую энтомологию, а также особенности животных-переносчиков, резервуаров болезней, зоны обитания и еще целый вагон всего, что помогает правильно выставлять диагноз и назначать лечение.

Пациенты, которые всех удивили

Как я решила отправиться в Гватемалу

После того, как я закончила обучение в Институте Тропической Медицины в Антверпене, я получила сразу несколько предложений о работе – специалистов по тропической медицине в мире немного, поэтому профессия востребованная.

Я выбрала Гватемалу по нескольким причинам. Первая меркантильная – мне всегда нравилась Латинская Америка, но я никогда там не была. Вторая, более весомая – мне предложили позицию заведующей двумя клиниками в гватемальской глуши – согласитесь, в 25 лет не каждому выпадает такая возможность. Ну и, наконец, я подумала, что сейчас или никогда – и если я не поеду в страну третьего мира сразу после медицинской школы,  позже я точно не решусь.

У меня замечательная семья, мой папа – добродушный строитель, а мама – врач. Они немного переживали, но все же поддержали меня. Друзья отговаривали, говорили, что опасно и что за год меня успеют съесть местные туземцы, ужалить все возможные животные и вообще я, наверно, умру от голода. Коллеги не понимали, что мне не сидится в «родной деревне», у меня ведь есть все – и квартира, и машина, и муж, и хорошая работа. Но так уж вышло, мы думаем, что распланировали свою жизнь, а судьба решает, что все будет совсем по-другому.

Гватемала – это страна удивительной красоты. Здесь 33 вулкана, многие из которых действующие. Большая часть населения – это потомки индейцев майя, низкорослые, черноволосые, в национальной одежде.  Они говорят на 20 разных языках, хотя многие понимают испанский.

Я приехала в деревню, где не было ни электричества, ни горячей воды, ни связи. Сначала было непривычно, но потом все стало родным.  Мы жили вдвоем с бельгийской акушеркой на втором этаже клиники, готовили местную похлебку из кукурузы и завтракали манго.

Пациентов было много, температурящие дети, беременные и просто деревенские мужики с травмами от мачете. Другой язык и другая культура, да и в целом, после столичной жизни, другой мир. Мы были единственным медицинским учреждением на почти 30 000 жителей, в горной, забытой богом деревушке.  Это был очень крутой опыт, полная изоляция и полная ответственность за свои действия. Тут ты и за педиатра, и за лаборанта, и за акушера, и за фармацевта. В условиях ограниченных ресурсов мозг начинает просто кипеть от идей все улучшить и найти решения насущных проблем. Ты постоянно читаешь, постоянно учишься и постоянно экспериментируешь, чтобы улучшить качество своей работы.

Фото из архива Виктории Валиковой

Фото из архива Виктории Валиковой

Гондурас и Гаити

Кроме Гватемалы я работала на острове в Гондурасе и на Гаити. Клиника в Гондурасе была на несколько уровней выше гватемальской, нас было несколько врачей и десяток медсестер, очень большая аптека и хорошая лаборатория. Мне нравилось там работать, я чувствовала себя как в приемном покое в России – можно запрашивать любые анализы и выписывать любые таблетки – в клинике было все. Кроме того у меня было несколько студентов – стажеров, которых нужно было обучать, а это я очень люблю. Проблема была только в том, что мне приходилось самой платить за еду и жилье, поэтому жила я в «черном» районе на автомойке, а питалась в основном балеадами – лепешкой с черными бобами.

На Гаити я работала в диспансере при католической церкви, в небольшом поселке Шанталь. Я приехала на пару недель, помочь в ликвидации эпидемии холеры, а в итоге осталась на несколько месяцев: в диспансере не было врача. Гаити – это просто нечто. Если вам кажется, что вам тяжело живется, купите себе путевку или просто погуглите про эту страну. Люди, которые голодают, люди, которые спят на обочинах дорог, люди, которые умирают каждый день от диареи, пневмонии или малярии.

 

Фото из архива Виктории Валиковой

Фото из архива Виктории Валиковой

Гаити – это самая бедная страна западного полушария, страна, живущая в основном за счет пожертвований. Земля тут неплодородная, государственная медицина за гранью хаоса, а стихийные бедствия – самое стабильное из всего со страной происходящего.  Забегая вперед, мы серьезно думаем про то, что один из наших следующих проектов будет реализован на Гаити.

Год назад у меня появилась мечта вернуться в Гватемалу, уже для того, чтобы сделать более значительный вклад в местное здравоохранение. Я решила построить клинику, похожую на те, что я курировала пару лет назад, но в другом районе страны. Помощь нужна везде, но не везде у людей есть возможность ее вовремя получить. В итоге я нашла единомышленников и мы построили клинику в деревне Чуинахтахуюп, близ городка Момостенанго.Сейчас мы набираем медицинских работников, которые хотят делать этот мир лучше, вместе с нами – работать Pro Bono и жить в горной деревне экзотической страны. Жилье и питание предоставляется, ровно как и билет. Диплом врача, фельдшера или медицинской сестры в стране резиденции – обязателен, так же как и знание испанского языка как минимум на уровне B1 (pre-intermediate). Если кто-то устал от российской рутины и хочет в тропики – присылайте свое резюме и сопроводительное письмо на volunteer@he-he.org. Ну и, конечно, если у Вас вдруг появилось нестерпимое желание помочь нам делать этот мир немного лучше, свяжитесь со мной viktoriya.valikova@gmail.com

Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

3000

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: