Все знают, что постоянно есть на ужин бургеры вредно для здоровья. Так же вредно, как обедать шаурмой, курить (даже время от времени), пить пиво или что-то покрепче, отказываться от спорта в пользу ленивых развлечений. Мы отлично осведомлены, что каждый из пунктов серьезно вредит здоровью в долгосрочной перспективе. И мы слышали предостережения тысячи раз, но… продолжаем это делать. Почему?
Конечно, некоторые люди просто решают не беспокоиться о негативных последствиях и получать удовольствие здесь и сейчас. Но их, справедливости ради, не так много, как тех, кто заботится о своем здоровье, хочет чувствовать себя лучше и жить дольше, а потому готов приложить максимум усилий, чтобы получить это. Несмотря на очевидную мотивацию, представителям второй группы здоровый образ жизни дается так же сложно, как и представителям первой, которые вообще не понимают, зачем все это нужно.
Проблема, говорят психологи, в нашей склонности оценивать потенциальные награды (даже если они чудо как хороши) как менее высокие, в сравнении с вознаграждениями, которые мы получаем сразу же. Для описания этого поведенческого паттерна, в большей или меньшей степени свойственного всем, эксперты в области психологии и экономики используют термин «дисконтирование с задержкой».
Нечто похожее происходит, когда дети принимают участие в популярном «зефирном эксперименте», где на тарелку перед ними кладется зефир (или другая привлекательная сладость), после чего взрослый покидает комнату, обещая, что если зефир останется нетронутым к тому моменту, когда он вернется, ребенок получит еще один. Нужно ли говорить, что большинство детей предпочитают не ждать, и приступают к десерту через несколько секунд после того, как «наблюдатель» закрывает дверь.
Интересно, что количество времени, которое ребенок готов ждать, чтобы получить больше лакомства, напрямую влияет на его отношение к собственному здоровью в качестве взрослого и, что вполне логично, на индекс массы тела в будущем. Об этом пишет ABC, отмечая, что данные, полученные в ходе «зефирного эксперимента», также помогают спрогнозировать, пусть и с небольшими погрешностями, будет ли ребенок нацелен на успех и достижения в школе, университете и на работе.
«Дисконтирование с задержкой» не уникально для человека, а потому разумно предположить, что в нашем общем стремлении жить моментом «виновата» эволюция. Одна из главных причин, почему это происходит — будущее неопределенно. Никто не может сказать точно, где он будет не только через пару месяцев, но даже через пару дней. Да, чем ближе момент, о котором мы думаем, тем выше вероятность правильного ответа, но все-таки. Так, очевидно, рассуждали и наши предки, предполагая, что завтрашнего дня может вообще не быть или что плод, созревания которого они так терпеливо ждали, может сорвать кто-то другой.
Тем не менее, мы умеем быть чрезвычайно терпеливыми в некоторых обстоятельствах. Достаточно подумать о времени и усилиях, которые мы готовы инвестировать в повышение на работе или идеальную фигуру, если действительно хотим ее заполучить. Одна из самых сильных наших психологических черт — способность воображать будущие события, создавать ментальные сценарии того, что произойдет, если мы сейчас примем одно или другое решение. Как раз эта способность уникальна для людей, поскольку требует определенного строения мозга и особенной мозговой активности.
Это стоит иметь в виду тем, кому сложно отказаться от вредной еды или алкоголя. Подумайте о том, что крылышки на ужин заставят ваше лицо наутро выглядеть не таким свежим, как того хотелось бы, а бокал пива в компанию к ним, скорее всего, станет причиной отеков и головной боли. Чем ярче картина, тем выше шансы на успех.
Ученые также выяснили, что размышления о будущем хорошо помогают людям с компульсивными привычками, будь это переедание, курение или чрезмерное потребление алкоголя. Не ждите, что это произойдет сразу. Но если каждый день после завтрака, обеда и ужина вы будете размышлять о том, где вы окажетесь через 5 лет и кем станете, это в конечном итоге изменит ваши приоритеты и поведение. Готовы попробовать?
Комментарии читателей