Стремясь дать ребенку только самое лучшее, современные родители часто полагаются на методики и техники раннего развития. И владение сразу двумя языками — важная составляющая многих из них.
Долгое время билингвизм в чем только не обвиняли: от более медленной работы мозга до задержек в развитии. Однако на данный момент наука точно знает, что двуязычие не только не наносит вреда когнитивной функции, но делает мозг более гибким и даже задерживает возрастное когнитивное снижение на 4-5 лет.
Но что если оптимальный для билингвизма возраст уже прошел? Без паники, и здесь есть варианты.
Ученые из Калифорнийского университета в Ирвине (University of California, Irvine) выяснили, что одноязычные люди, живущие в лингвистически разнообразной среде, тоже получают бонусы. Измерив активность мозга добровольцев с помощью ЭЭГ, они увидели, что простое слушание нескольких языков увеличивает активность одноязычного мозга так же, как и двуязычного.
«Причем, это происходит даже тогда, когда человек не говорит на втором языке или вообще не понимает его», — комментирует соавтор исследования Джудит Кролл (Judith Kroll).
В ходе экспериментов, которые начались в 2015 году, планировалось посмотреть, как добровольцы, говорящие на английском языке, нервно и поведенчески реагируют на незнакомый язык (в данном случае — финский). Для этого им предложили 60 настоящих финских слов и 45 ненастоящих финских слов, среди которых нужно было найти реальные.
Поведенчески ни одна из групп не смогла этого сделать, зато в смысле мозговой активности разница оказалась заметной.
Мозг монолингвалов, которые жили в разнообразной языковой среде, хорошо различал настоящие финские слова, немедленно реагируя на нарушения гармонии гласных в ненастоящих словах.
Так что, говорят авторы работы, опубликованной Brain & Language, одноязычные люди, живущие в странах, где у них есть возможность постоянно «подслушивать» другие языки, имеют безусловное когнитивное преимущество. И даже если они вообще ничего не понимают, это дает их мозгу мощный импульс для обучения и познания.
Комментарии читателей