Пока весь мир продолжает приводить аргументы, связанные с Янни и Лорел, ученые пытаются понять, почему вообще стала возможной эта иллюзия. То есть, почему уши подобным образом шутят над нами, но делают это, впрочем, далеко не всегда.
Не так давно исследователи пришли к выводу, что если мы будем повторять короткую фразу снова и снова, то рано или поздно заметим, что она начинает приобретать ритмичные качества, как если бы ее не произносили, а пели. Это явление было названо speech-to-song illusion (иллюзия превращения речи в песню), пишет PLoS ONE.
«Об этой иллюзии хорошо знали музыканты 60-х, которые использовали ее в своих композициях для создания определенного звукового эффекта, однако первые исследования на тему стали проводиться только в 90-х», — говорит Майкл Витевич (Michael Vitevitch), ведущий автор исследования и психолог из Университета Канзаса (University of Kansas). «Иллюзия возникает, когда фраза повторяется. Но ее обязательно нужно произнести больше двух раз подряд, чтобы она начала звучать как песня», — добавляет он.
Увидеть, как это работает, можно на примере ниже. Это экспериментальная песня, созданная композитором Стивом Рейхом (Steve Reich) в 1965 году с использованием речи проповедника и акцентом только на одну его фразу: «Будет дождь!» Когда мы первый раз слышим фразу, она кажется вполне нормальной (в смысле, звучащей как часть речи), но она очень быстро начинает приобретать ритм, превращаясь в подобие песни.
Чтобы выяснить, почему это происходит, исследователи собрали 30 студентов университета и провели с ними несколько экспериментов на слух. Им было предложено шесть фраз (иногда бессмысленных), каждая из которых имела разное количество слов, а каждое слово в них при этом — разное количество слогов. Для чистоты опыта был также проведен один эксперимент с испанскими словами для студентов, почти не говорящих на английском. После того как добровольцы прослушали фразы, модераторы предложили им оценить их с точки зрения того, насколько они звучали как песня.
Цель экспериментов, сообщает IFL Science, состояла в том, чтобы проверить теорию, которая гласит, что мы воспринимаем и обрабатываем речь с помощью «узлов слов» и «узлов слогов». Анализ данных позволил говорить о том, что, хотя к определенному моменту мозг уставал слышать одни и те же слова и слоги, участники все еще продолжали воспринимать слоги, но уже не уделяли большого внимания смысловой наполненности слов. А учитывая, что именно слоги содержат в себе ритмическую информацию о языке, в то время как человек больше не слышит информационного содержания произносимых слов, звук постепенно переходит в песенное состояние.
По мнению исследователей, именно поэтому мы часто слышим разные вещи после прослушивания записи «Янни/Лорел» несколько раз. И этим же, полагают ученые, можно объяснить, почему простые песни с повторяющимся текстом так легко привязываются к нам.
«У нас есть детекторы смысла и детекторы слогов, и, как и многие вещи в жизни, если мы используем их часто или интенсивно, они могут изнашиваться, подобно мышцам, — объясняет Витевич. — Сравнение с мышцами очень показательное: у нас есть мышцы, которые работают при коротких, но интенсивных нагрузках, а есть мышцы, связанные с выносливостью, которые работают, например, во время марафона. «Узлы слов» похожи на спринтерские мышцы, а «узлы слогов» — на те, что работают менее эффективно, зато крайне продолжительно».
Комментарии читателей