Лыжи, которые творят чудеса: как горное катание помогает особенным детям

0

«Сережа стал лучше ходить, начал говорить и объясняться жестами с малознакомыми людьми, а ведь раньше он панически боялся общаться». «Владислав, никогда не стоявший сам, вдруг поехал на лыжах навстречу маме. САМ! Он, умеющий лишь ползать, сам спустился со скалодрома!». «У Насти  улучшились память и логическое мышление, и, главное, она научилась справляться со своими эмоциями».

Ничего этого бы этого не случилось, если бы в 2014 году журналист Наталья Белоголовцева вместе со своим супругом – актером и телеведущим Сергеем Белоголовцевым – не  запустили проект «Лыжи мечты».  Когда-то горные лыжи помогли их сыну Евгению (у Жени диагноз ДЦП и несколько тяжелейших диагнозов). Семья опробовала разные методы реабилитации, но неожиданно именно лыжи оказались самыми эффективными. И сегодня Наталья и Сергей со своей командой помогают другим семья поверить в мечту. О том, как горные лыжи помогают особенным детям расширить границы возможностей Наталья Белоголовцева рассказала редакции Вести.Медицина.

Не было глобальной цели перевернуть мир

«Все получилось неожиданно: наша очень личная история постепенно выплеснулась в такую масштабную общероссийскую программу. Когда мы (ред. — с Сергеем Белоголовцевым) попробовали без  специальной цели поставить на горные лыжи сына Женю, то после первого курса занятий у него ушел кифоз, скрюченные плечи расправились, распрямилась спина, ушел «сердечный горб». И это было видно невооружённым глазом. Такое яркое физическое воздействие мы увидели впервые, и были настолько потрясены результатом, что через год поехали еще раз. И результат опять был очень ярким и очевидным», – вспоминает Наталья Белоголовцева.

Впервые программу занятий на горных лыжах семья Белоголовцевых  прошла в США. Сама реабилитация людей с ограниченными возможностями с помощью катания на горных лыжах уже свыше 30 лет существует в США, Канаде и Австралии.

Было понятно, что горные лыжи отлично работают, и просто случайно так получилось, что об этом никто не знает. Мы стали об этом рассказывать. И  нам начали писать совершенно разные люди.  Сначала мы не понимали, что с этим делать. Но, поскольку люди продолжали обращаться, кто-то даже предлагал помощь, то я решила встречаться и рассказывать.

Мы точно не собирались вкладывать в это ни свою жизнь, ни средства, хотя бы потому что у нас не было таких средств. Это абсолютно необдуманное решение. Не было глобальной цели перевернуть мир, мы не собирались так глубоко ввязываться. Но так получилось. Мы просто понимали, что это надо.

Сегодня «Лыжи Мечты» это 30 регионов, 42 горнолыжных склона, 36 центров по роллер-спорту. На базе спортивных школ сейчас развивается новое направление «Лыжи Мечты. Игры» это общая физическая подготовка с элементами разных видов спорта: футбола, баскетбола, хоккея, большого тенниса, гребли, скалолазания.

Проект, расширяющий границы возможностей

Когда мы начинали в 2014 году – у нас была всего одна площадка в Москве – горнолыжный комплекс «Кант» и несколько волонтеров, просто поверивших в идею, что спорт может стать эффективной реабилитацией. Уже в первый год программа показала совершенно очевидный терапевтический эффект. Дети, которые до сих пор не ходили, начинали вставать, понемногу ходить, те, что почти не стояли – тверже стоять на ногах, а те, что не говорили – произносили первые слова.

фото: «Лыжи мечты»

Неслучайно у нас так много волонтеров из родителей. Часто они становятся инициаторами открытия программы в  своем регионе. Так открылись центры в Удмуртии, Бурятии, Новосибирске, Перми, Екатеринбурге, Новокузнецке, на Алтае.

«Лыжи Мечты» – это абсолютно  некоммерческая история, ее организаторы не получают деньги за занятия. Программа существует благодаря грантам и пожертвованиям. Помогают региональные власти. Например, в  Красногорске  администрация финансирует занятия детей, нуждающихся в реабилитации. Идет работа с руководством Московской области в этом направлении. Больше половины детей участвуют в программе бесплатно.

«Лыжи мечты» – это проект для людей с ограниченными возможностями – расширяющий границы этих возможностей, продолжает Наталья. За этой фразой, на самом деле, тяжелейшие диагнозы: это и детский церебральный паралич, и аутизм, и постонкология, посттравма, нарушения зрения и слуха, синдром Дауна, другие генетические и аутоиммунные заболевания. В общем, это те люди, которые в стандартном понимании никак не должны были оказаться на горнолыжном склоне или роллердроме. Но они катаются! И у многих это неплохо получается!

В чем принципиальное отличие программы «Лыжи мечты», например, от параолимпийского движения? В том, что у нас занимаются люди в любом физическом состоянии, если они могут хоть несколько секунд стоять с опорой, и у них  нет противопоказаний для вертикализации. Это проект, приносящий людям надежду и радость движения, многими из детей-инвалидов ни разу в жизни неиспытанную. И мы стараемся сделать так, чтобы спорт, пусть в адаптированном виде, стал доступен всем.

Нет единого лекарства для всех

Сами занятия на горных лыжах помогают развивать координацию и баланс, происходит мобилизация позвоночника, включается физическая память тела. Кроме этого, такие занятия дают психологический эффект. В совокупности все это становится огромной мотивацией для человека с тяжелым диагнозом. Когда ты понимаешь, что нет ничего, что тебя держит – ты можешь многое, ты можешь измениться сам.

Для многих детей лыжи, ролики – очень хорошая социализация. По сути, это реальная  инклюзия в действии. Дети занимаются с  инструкторами, встречаются на подъемниках, занимаются на тех же склонах, что и здоровые дети. Все это является дополнительным стимулом. Еще это большая польза для всех окружающих. Люди видят, что и те, у кого есть особенности, связанные со здоровьем, могут делать те же вещи, что и они.

фото: «Лыжи мечты»

Конечно, для каждого ребенка свои достижение и свои цели. Есть более легкие формы ДЦП, когда дети самостоятельно ходят и учатся в обычной школе. С ними проще физически, но у многих огромное количество страха, который нарабатывался годами, и его очень сложно преодолеть. Причем, это страх оторваться от поддержки, стать самостоятельным.

Есть очень тяжелые дети, например, с тетрапарезом, которых привозят на инвалидных колясках. Они поначалу практически висят на слайдере (ред. — специально разработанное оборудование, поддерживающее правильную позу для тех, кто не может стоять самостоятельно). Для них результат – улучшение контроля головы, удержание спины, попытки самостоятельно подвинуть ногу – это огромный прогресс. И все это, помноженное на позитивные эмоции и радость от того, что ты можешь кататься, как и другие.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Лыжи мечты (@dreamski_ru)

У детей с ментальными нарушениями больше идет стимуляция коммуникации и речи, нарабатывается тандем с инструктором, идет понимание команд, реагирование на ситуации. Они как бы включаются в такой нестандартной обстановке. Я знаю порядка десяти случаев, когда невербальные дети с аутизмом начали говорить на склоне.

Бывает, что после индивидуальных занятий дети настолько хорошо осваиваются, что переходят в группы и катаются вместе со здоровыми детьми. Поэтому тут нет единого лекарства для всех – вот откатался 10 занятий, и все.

Многие диагнозы наших детей относятся к неизлечимым, но с ними можно жить, с ними можно адаптироваться к обычной жизни, можно делать многое из того, что делают обычные люди. Почему мы их вычёркиваем из жизни? Они такие же, как мы. Да, им нужно где-то помочь, где-то создать определенные условия – но все решается, просто нужно захотеть помочь этим людям. И именно об этом наша программа.

Мы фактически с нуля создали новую уникальную профессию

Безусловно, центральным звеном такой реабилитации являются специалисты. К ним у проекта особый подход и требования. Быть просто инструктором по лыжам недостаточно: работа с особыми детьми требует особых навыков. Поэтому специалисты проходят специальное обучение, аттестацию и находятся в постоянном контакте с организаторами.

фото: «Лыжи мечты»

Если горные лыжи помогают, это не значит, что любой инструктор или родитель, умеющий кататься, может взять особенного ребенка и лезть с ним на гору, отмечает Наталья. Я, например, катаюсь около 20 лет, но сын Женя занимается с профессиональными инструкторами, которые прошли подготовку по программе «Лыжи мечты». И это очень важно, чтобы с людьми занимали профессионалы, которые несут ответственность за свою работу.

В чем уникальность профессионализма инструкторов? Лыжи мечты – это методика, которую мы разработали, используя зарубежный опыт, вместе с ведущими российскими специалистами по реабилитации. И мы, безусловно, считаем, что основной приоритет программы – это безопасность.

Все наши инструкторы обязательно обучаются (работа с оборудованием, нюансы разных диагнозов, варианты поддержки, ситуации на склоне, первичное тестирование ребенка, расчет нагрузки). Мы отслеживаем их работу, находимся в постоянном контакте. Кроме того, преподаватели – люди, которые обязательно имеют серьёзный практический опыт, мы их каждый год переаттестовываем и не каждого допускаем к чтению курсов.

фото: «Лыжи мечты»

В России аналогичных специалистов больше никто не готовит в принципе.  Мы не только обучили специалистов, мы фактически с нуля создали новую уникальную профессию – инструктор по работе с особыми детьми. Да, кто-то и раньше на свой страх и риск катал таких детей  на лыжах, но мы объединили все звенья: разработали методику обучения, создали курсы для инструкторов, протестировали и запустили свое оборудование, помогаем открывать новые площадки.

Сейчас по программе реально работает порядка 400 инструкторов. И это парадоксально мало, учитывая  количество детей, которые хотели бы этим заниматься.

Желающих работать с нестандартными людьми меньше, чем нам хотелось бы. Поэтому сегодня основная проблема программы – отсутствие необходимого количества инструкторов на всю страну. Очень важный момент – таких детей надо любить, уважать их. Тогда появится желание быть рядом и помогать, и только тогда будет результат. Формальное отношение здесь не проходит. Но если инструктор вовлечен, он чувствует ребенка,  дети начинают доверять, и появляются результаты.

Моя мечта, чтобы технологии программы работали везде

«Лыжи Мечты» работают в действующей инфраструктуре горнолыжных комплексов, то есть ничего строить не надо. Но не все склоны были психологически готовы принимать особенных лыжников. И для нас это было странным. Потому что горнолыжный клуб, инструкторы получают деньги за занятия. Или родители сами готовы оплачивать занятия. Или мы собираем деньги на курс занятия для определённого ребенка и переводим клубу. И это, пожалуй, первое, что удивило, когда мы начинали выходить с  программой в регионы.

фото: «Лыжи мечты»

То, что сейчас мы имеем, спустя пять лет после открытия программы, это прорыв. Меняется инфраструктура жизни для людей с проблемами здоровья, в  том числе, это происходит и благодаря «Лыжам Мечты». Сейчас порядка 90 спортивных объектов уже принимают людей с особенностями. И уже некоторые неврологи рекомендуют родителям детей с аутизмом поставить детей на лыжи.  Когда мы начинали, это казалось фантастическим, нереальным.

Основное, чего мы хотим добиться – шаговая доступность. Чтобы наши программы адаптивного спорта работали по стране, и за ними не надо было ехать за сотни километров. «Лыжи Мечты» сегодня – это  три направления круглогодичной работы: горные лыжи, ролики и беговелы, игровые виды спорта.  Сейчас думаем над программами в воде – с использованием дополнительного оборудования.

При этом, начав с детей с инвалидностью, теперь уже я вижу эту проблему гораздо шире. Мы понимаем, что программа реабилитации спортом нужна и взрослым. У семей, где есть взрослый с особенностями здоровья, ресурс намного меньше.  Меньше надежды, меньше финансов, сил, времени и желания. И вот здесь регулярные занятия спортом были бы очень уместны.

Недавно мы запустили пилотный проект «Лыжи Мечты. Серебряный возраст». Это обучение горным лыжам и роликам пенсионеров. Мы не ожидали, что это так будет востребовано, что пенсионеры окажутся в каком-то сумасшедшем восторге. Некоторые признавались, что втайне мечтали встать на горные лыжи.

Моя мечта, чтобы технологии программы работали везде и для всех, кто в них нуждается. Кто-то скажет, что это утопия. Но когда мы начинали – все тоже казалось фантастичным.

Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

3000

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: