Инклюзия постепенно входит в наше общество, охватывая музеи, театры, спортивные объекты и парки. Одним из главных строителей инклюзивного игрового пространства в России является Фонд помощи детям «Обнаженные сердца», который превращает заброшенные пустыри в городки праздника и игры, где каждый ребенок, независимо от возраста, особенностей развития, может играть в свою игру.
Все началось в 2004 году, именно тогда в Нижнем Новгороде (в родном городе Натальи Водяновой, которая является основателем фонда) появилась первая такая игровая площадка. Сейчас на счету Фонда почти 200 объектов по всей России, из них 50 приходится на инклюзивные парки. Каждый год на карте России появляются новые города с инклюзивными площадками, а это значит, что игра становится доступнее для тысячи детей с особенностями.
Сама потребность в игровых пространствах очень высокая, особенно в небольших городах, где порой нет ничего, говорят представители Фонда. Поэтому цель Фонда – построить 500 игровых инклюзивных площадок.
«Мы хотим, чтобы каждому ребенку было доступно яркое, безопасное и интересное место для игры. Чтобы в каждом дворе, в каждой детской больнице, интернате или школе была современная игровая площадка для детей самых разных физических возможностей. Мы верим в то, что игра для детей — необходимость, а не роскошь. Именно поэтому мы превращаем пустыри и серые городские пейзажи в красочные игровые пространства», – отмечают в Фонде.
Что такое инклюзивный парк
Инклюзивный парк — это детская площадка, игровые и спортивные зоны, которые подходят как для обычных детей, так и для детей с особенностями развития. Главная цель подобных парков — объединить разных детей через игру.
Внешне они практически не отличаются от тех детских площадок, которые строятся по всей России. При этом, в инклюзивных парках созданы все условия для детей с особенностями развития. Начиная от резинового покрытия и безбарьерной среды, заканчивая специальными качелями и цветом игровых зон.
«Инклюзивная игровая площадка – это пространство, где уважают и ценят каждого ребенка вне зависимости от его особенностей. Оборудование для площадок и парков разработано для детей с разными физическими и ментальными возможностями, и это позволяет практически всем без исключения играть и тренироваться в таком пространстве», – отмечают в пресс-службе Фонда «Обнаженные сердца».
Если это касается детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то это означает безбарьерную среду. На такой площадке нет бордюров или серьёзных переходов, по которым не сможет проехать инвалидная коляска. Все покрытия выведены в ноль, а заезды на оборудование или игровые элементы имеют пандусы или предусматривают возможность взобраться на них с помощью рук, отмечает директор программы «Игра со смыслом», Фонда «Обнаженные сердца» Оксана Медведева.
Например, те, у кого больше развита верхняя часть тела, могут использовать тренажеры параворкаута (они позволяют заниматься прямо в инвалидной коляске). Очень популярны качели-гнездо, в которые можно положить ребенка и качать. Они хорошо подходят для детей с двигательными нарушениями, со спастическими явлениями. Эти качели могут использовать и дети без каких-либо нарушений, и сами взрослые.
Если мы говорим о детях с ментальными и сенсорными нарушениями, то в этом случае при создании игровых элементов учитывается цвет, звук, которые не должны выступать раздражителями.
Популярными здесь являются элементы, которые направлены на вестибулярную симуляцию. Это все, что позволяет много крутиться – различные вертушки, карусели. Много развивающих стенок, модулей, которые позволяют крутить и переставлять элементы.
К примеру, для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) важно, чтобы были домики, в которых можно было бы прятаться. Кроме этого, при создании игровых площадок для детей с РАС не должны быть использованы яркие цвета.
Если такая игровая площадка создается в конкретном учреждении, то тут учитываются потребности определенной группы – будь то дети с церебральным параличом или РАС. Например, если дети редко выходят на улицу, то здесь свои особенности создания игрового пространства. Последний подобный проект фонд сделал с автогородком, чтобы дети в игровой форме учили правила дорожного движения, так как они не имеют возможности самостоятельно выходить на городские улицы и находятся в закрытом учреждении.
«Сам инклюзивный парк мы всегда делаем многофункциональным. Это значит, что каждый человек независимо от возраста, особенностей здоровья может найти для себя занятие на такой площадке.
Основное универсальное правило инклюзивных парков и площадок – это безбарьерная среда, зонирование площадок не только по возрастам, но и по цветам. Значение здесь имеет все – и покрытие, и цвет площадки, и звуки, которые будут слышать дети. Кроме этого, на площадках уложено безопасное амортизирующее покрытие. Это значит, что если ребенок упадет, то он не поранится.
Плюс в таких парках мы всегда включаем много ландшафтных элементов – беседки, велосипедные стойки, пеленальные столы для мам, охранные пункты. В самих парках установлены информационные щиты, на которых инклюзивные элементы отмечены специальным значком – сердечком. Стоит отметить, что инклюзивные элементы также равно подходят и для детей без особенностей».
Выбор использования тех или иных игровых элементов всегда остается за родителями, отмечает Оксана Медведева. Именно они лучше всего знают особенности своих детей. Например, если ребенок не переносит карусели, хотя он типично развивающийся, то родители не посадят его на карусели.
«Мы же в свою очередь с помощью информационных стендов поясняем, что это за элемент. Хотя опасного оборудования у нас в принципе нет – все элементы соответствуют нормам безопасности и ГОСТам», — говорит она.
Футбол для всех
Еще одно направление инклюзивных площадок – это парки с футбольными полями. Фонд создает их в партнерстве с Системой Coca-Cola в России, такие объекты должны стать наследием прошедшего в России Чемпионата мира по футболу.
«Наша парки все многофункциональные, и спортивная часть всегда присутствует. Она может быть представлена разными видами. Где-то это может быть скейт-парк или роллер-площадка, где-то это ворк-аут, в каких-то парках упор сделан на футбол.
До партнерства с Coca-Cola у нас тоже были футбольные поля, но они были менее профессиональными. Очень важно, что такие поля позволяют играть всем. На них проводятся матчи, которые объединяют людей с особенностями и без них. Кроме этого, поля можно использовать не только для игры в футбол, но и в баскетбол и волейбол», – говорит директор программы «Игра со смыслом».
Недавно стало известно, что фонда совместно с компанией планирует открыть инклюзивные игровые парки с футбольным полем во всех городах, принимавших чемпионат мира 2018. Такие парки уже есть в четырех городах – в Волгограде, Саранске, Калининграде и Ростове-на-Дону.
Публикация от Natalia Vodianova (@natasupernova)
Почему это важно?
Если есть люди с разными нарушениями, то для них должны быть доступны те же виды отдыха и развития, что и для обычных людей. Тем более, если мы говорим об игре, в которой дети развиваются и познают мир, отмечает Оксана Медведева.
«Пока в нашей стране инклюзивных площадок недостаточно, даже обычных бесплатных игровых площадок не хватает. Мы получаем много заявок на открытие площадок, особенно от маленьких городов, где порой вообще ничего нет.
Делать площадки инклюзивными – это признак развитого общества. Если в обществе есть люди с особенностями, то для них должна быть инфраструктура. И каждый ребенок должен иметь возможность играть, независимо от своих особенностей», – говорит она.
Помимо этого, по мнению организаторов, инклюзивные площадки объединяют совершенно разных людей, и учат принимать «непохожесть» других.
«Мы убеждены в том, что принятие «непохожести» других воспитывается с детства. Поэтому, делая наши площадки и парки инклюзивными, мы надеемся привить это понимание и детям, и взрослым», – говорят в Фонде.
И, конечно, важна сама магия игры, которая открывает детям мир – вырабатывает навыки общения, развивает воображение, творческое мышление, физическую форму. Именно поэтому «Обнаженные сердца» продолжают создавать условия для игры детям независимо от их возраста, состояния здоровья и финансовых возможностей родителей.
(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Комментарии читателей