Пока весь мир следит за успехами наших (и не только) спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхане, мы продолжаем рассказывать о допинге, травмах и успехах олимпийцев не только в спорте, но и в борьбе со смертельно опасными заболеваниями. Сегодня на повестке дня фигурное катание. Если вы хотя бы раз смотрели соревнования «по фигурке» — а вы, готовы спорить, смотрели — то наверняка задумывались, как фигуристам удается продолжать программу после вращений, когда, казалось бы, по всем законам физики у них должна закружиться голова.
Что и говорить, даже пара вращений на офисном кресле могут привести к тому, что мир перед глазами поплывет, правда? Оказывается, пропасть между нами и профессиональными спортсменами куда больше, чем регулярные тренировки. И все дело здесь, уверены ученые, в работае внутреннего уха, которое позволяет фигуристам даже после акселей, ритбергеров и флипов оставаться, скажем так, в здравом уме и твердой памяти.
Внутреннее ухо и зрение
«В нашем внутреннем ухе есть три заполненных жидкостью трубки, известные как полукружные каналы. Каждый из них соотносится с определенной осью движения: вверх и вниз, влево и вправо, а также в сторону, — объясняет Live Science Пол Дицио (Paul DiZio), невролог из Брандейского университета (Brandeis University). — Когда вы двигаете головой, жидкость внутри трубок тоже начинает двигаться, выступая своего рода датчиком, который дает телу ощущение того, что с ним что-то происходит».
Обычно движения, которые мы делаем, длятся не слишком долго. И особенно если речь идет о вращательном движении, которое если и осуществляется, то в течение ограниченного промежутка времени (поворот головы, чтобы посмотреть в окно, или откидывание головы назад, чтобы размять шею). Наше внутренне ухо в этом смысле отлично натренировано, так что все это не вызывает у нас не то что головокружения, но и вообще каких-либо проблем.
По словам Джеймса Лакнера (James Lackner), нейробиолога из Брандейского университета, для равновесия, особенно когда речь идет о сложных вращениях в фигурном катании, имеет значение и стабильность глаз. О чем идет речь? Если во время вращения мы закроем глаза, то эффект не будет таким уж впечатляющим. Но если глаза остаются открытыми, как того требует фигурное катание, они пытаются следовать за движением, которое на самом деле не осуществляется (ну, или осуществляется, но не так интенсивно, как нашему организму хотелось бы).
Проблема разного рода вращений заключается еще и в том, что когда полукружные каналы во внутреннем ухе получают сигнал о движении, они начинают активно делать свое дело, перемещая жидкости. Это, объясняют ученые, и вызывает «состояние нестояния», которое возникает, крутитесь вы на офисном стуле или на карусели во дворе, решив вспомнить детство.
Но было бы странно утверждать, что даже лучшие из фигуристов защищены от этого эффекта. Просто потому, что их внутреннее ухо не может вести себя как-то иначе, а жидкости в полукружных каналах невозможно «обучить». Так что же делают спортсмены, чтобы справиться с этим?
Практика и фиксация на объекте
Эксперты говорят, что, в первую очередь, фигуристы приучают мозг к ощущению головокружения. Это нам оно кажется странным и неприятным, но мы помним, что любое действие, повторенное множество раз, рано или поздно станет рутинным. «Это похоже на ситуацию, когда вы начинаете есть что-то сладкое. Третий или четвертый кусок торта наверняка покажется вам не таким вкусным, как первый», — приводит пример Пол Дицио.
Но для подготовки к высокоскоростному вращению на олимпийском уровне фигуристы должны приспособиться ко всему набору сенсорных входов. И это, будем откровенны, несколько сложнее, чем приспосабливаться к дополнительному кусочку торта. Проводя эксперименты с участием людей, которым необходимо контролировать головокружение (но не фигуристов), Дицио и Лакнер пришли к выводу, что все дело здесь в практике.
«Практика, практика и еще раз практика», — говорит Пол Дицио. Что касается фигуристов, то здесь отлично работает постепенное накапливание вращений: они начинают с двух, трех, четырех, а после приучают себя к десяти, чтобы необходимые пять уже не провоцировали дезориентацию.
Впрочем, и при ежедневной практике к этому невозможно привыкнуть на 100%. Даже Евгения Медведева и Алина Загитова после своих экстремально красивых вращений ощущают некоторый дискомфорт, пусть зритель никогда и не догадается об этом. Здесь объясняет Дицио, помогают особые трюки. Внутреннее ухо, как мы поняли, напрямую связано со зрением, так что поиск визуального ориентира, на котором фиксируется взгляд во время вращения, может быть очень кстати.
У исследователей есть еще одно интересное предположение. «Это моя теория, но, если честно, я думаю, что в ней есть какой-то смысл. Я заметил, что в 80% случаев после сложного прыжкового элемента или просто вращения фигуристы не просто приземляются на лед, но опускают голову на несколько секунд», — замечает Пол Дицио. По словам невролога, это может быть бессознательной попыткой человека «перезагрузить» мозг, вернув ощущениям стабильность.
Комментарии читателей