Терапия искусством: как музеи становятся доступнее для всех

0

О доступной среде для людей с ограниченными возможностями в последнее время говорят достаточно активно. И эти дискуссии не ограничиваются только пандусами и специально оборудованными помещениями (хотя это, безусловно, важно). Сегодня навстречу людям с особенностями идут культурные и музейные пространства, активно развивая инклюзивные программы. Так, многие музеи создают специальную среду, как мантру повторяя, что искусство должно быть доступно всем.

Например, недавно ГМИИ им. Пушкина выпустил первую в России карту сенсорной безопасности музейного пространства, предназначенную для людей со сниженным порогом сенсорной чувствительности. Нарушения сенсорной чувствительности встречаются у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и с другими особенностями развития. В результате этого может возникать повышенная чувствительность к свету, звуку, большому скоплению людей. Карта выстраивает маршруты, учитывая эти особенности. Карту можно получить при входе в музей или ознакомиться с ней в интернете.

Искусство для всех

«Если человек обладает какими-то ограничениями по здоровью, развитию и жизненной ситуации, это не значит, что он не может посещать музеи и выставки. Пушкинский музей работает  над тем, чтобы предоставить возможность общения с искусством для всех посетителей. В 21 веке произведения культуры и искусства должны быть одинаково доступны для всех», –  говорит руководитель отдела инклюзивных программ ГМИИ им. Пушкина  Евгения Киселева.

Фото ГМИИ им Пушкина

К «особым посетителям» Пушкинский музей относит не только людей с инвалидностью, но и тех, кто требуют особого подхода и специального сопровождения – дети, пожилые, беременные, люди с ограниченными возможностями. Сам музей является пионером в работе с людьми с особыми потребностями. Еще с 70-х годов музей работает с Всероссийским обществом слепых. С 2006 года в состав музея входит Центр эстетического воспитания «Мусейон», где дети, в том числе дети с ОВЗ, обучаются в творческих мастерских. В 2016 году начала работу программа «Доступный музей», которая объединяет образовательные, творческие и организационные разработки. Сейчас на постоянной основе в музее проходят экскурсии на русском жестовом языке. Проводят их тотально глухие экскурсоводы, прошедшие обучение в музее и сдавшие экзамены искусствоведам. Педагоги музея проводят тактильные мастер-классы для незрячих людей. Разработаны специальные  маршруты для взрослых и детей с особенностями развития.

Все мероприятия проводят эксперты музея. Специалистов, которые могли бы рассказывать о коллекции музея и при этом учитывать специфику посетителей «особых групп», просто нет. Музей сам готовит своих сотрудников, постоянно работая над актуализацией знаний и методических решений. С марта 2018 года в Музее работает специальный Отдел инклюзивных программ.

«Так сложилось, что поддержкой направления «Доступный музей» все сотрудники занимаются добровольно. Например, сопровождением особых групп занимаются те люди, которые этого очень хотят. И все делают это с большим удовольствием», – рассказывает руководитель отдела инклюзивных программ ГМИИ им. Пушкина.

Фото ГМИИ им Пушкина

Главные трудности, по ее словам, связаны с самой спецификой музейного пространства. В музее-памятнике архитектуры существуют ограничения не только по количеству людей, которые могут находиться в залах, но и по температуре воздуха, количеству децибел. Поэтому музей должны сочетать максимальную открытость с соблюдением всех норм хранения.

Музей не только развивает свои инклюзивные программы, но и охотно делится накопленным опытом с другими музеями. Недавно завершилась «Летняя школа инклюзивных практик» – в течение недели ее участники слушали лекции, участвовали в дискуссиях и мастер-классах. Учениками школы стали педагоги, арт-терапевты и экскурсоводы из разных городов России.

«Очень часто к нам просятся на стажировку именно по вопросам  инклюзии. Поэтому мы решили организовать Летнюю школу, чтобы ответить сразу на все вопросы.  За неделю мы рассказали, как работаем с особыми посетителями, какие решения существуют относительно архитектурной доступности, какая есть специфика восприятия произведений искусства людей с особенностями развития», – говорит Евгения Киселева.

Музейная терапия

Важным направлением инклюзии в музеях является взаимодействие с детьми. Проводником в мир музеев для особых детей стал социальный проект «Колесо обозрения». Среди музеев, с которыми сотрудничает организация, ГМИИ им. Пушкина, Мультимедиа Арт Музей, Москва, Музей-заповедник «Царицыно», Московский музей современного искусства, Музей Русского импрессионизма и многие другие известные московские музейные пространства.

Фото «Колесо Обозрения»

Сейчас в проекте «Колеса обозрения» участвует около 180 семей, это почти 500 человек. Чтобы стать участником нужно зарегистрироваться на сайте www.kolesobzora.ru, заполнить анкету, и ждать звонка координатора. После этого вас включат в рассылку мероприятий, на которые можно будет зарегистрироваться и прийти.

«Мы проводим занятия в музеях для семей, в которых есть дети с инвалидностью. Прежде всего, это дети с особенностями ментального развития – РАС, с синдромом Дауна и ДЦП.  «Колесо обозрения» не работает со слабовидящими и слабослышащими детьми – для этого нужно специально подготовленное музейное пространство и специальная программа.

Участниками проекта становятся не только дети с особенностями развития, но их родители, братья-сестры. Получается такой семейный выход. И это важно —  родители могут немного расслабиться, передохнуть, дети – получить новые эмоции, знания. Еще отличительная особенность проекта – у нас нет разделений по диагнозам. Это позволяет им чувствовать, что они объединены по интересам, а не по своим заболеваниям», – говорит координатор проектов «Колеса Обозрения» Екатерина Шуваева.

Сами занятия состоят из экскурсий, творческих мастер-классов и чаепития. Последнее является обязательным атрибутом мероприятий. Во-первых, это позволяет обсудить увиденное в неформальной обстановке, во-вторых, пообщаться, завести новых знакомых и друзей.

Тематика мастер-классов всегда разная. Например, в Музее моды дети  могут делать коллажи с использованием журналов мод, разных страз и перьев. В Музее Вадима Сидура, однажды,  дети делали скульптуры из проволоки. Есть мастер-классы, на которых дети рисуют. Художник, арт-терапевт и экскурсовод музея ГМИИ им. А.С. Пушкина М.Г. Дрезнина работает с детьми в разных техниках  с ипользованием разных материалов (гуашь, пастель, акварель и т.д.).

Занятия и экскурсии проводят сотрудники музеев. На занятиях присутствует координатор проекта. На его плечах лежат организационные вопросы – коммуникация с музеем, формирование графика занятий, регистрация и набор групп,  встреча детей и родителей, оказание помощи им во время занятий и проведение дружеского чаепития.

Фото «Колесо Обозрения»

«Наша идея состоит в том, что подобные занятия не требуют каких-то глубинных навыков, музей может при желании заниматься подобными программами. Благодаря проекту «Инклюзивный музей» была наработана большая методическая база, которой могут воспользоваться сотрудники любого музея. Есть методички, видеоролики, вебинары, тренинги по пониманию различных форм инвалидности», — говорит Екатерина Шуваева.

Сами музеи сначала отнеслись к этому с настороженностью. Опасения, что не получится, были, признается Екатерина Шуваева. Но в итоге некоторые музеи стали сами активно развивать инклюзивные программы. Так, например, было в Институте русского реалистического искусства или Музее русского импрессионизма.

Научить понимать особых людей

За методическую и обучающую составляющие инклюзии в музеях отвечает проект «Инклюзивный музей», созданный Российским национальным комитетом Международного совета музеев (ИКОМ) совместно с социальным проектом  «Колесо Обозрения» и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Участниками проекта выступают музейные пространства, социальные проекты и учреждения, которые помогают людям с инвалидностью. Экспертная команда проекта состоит из музейных специалистов, искусствоведов, педагогов, арт-терапевтов, психологов и других опытных экспертов.

По всему миру музеи перестают быть консервативными институтами, которые только сохраняют и изучают культурные ценности. Теперь в центре их внимания – человек с его стремлениями и интересами. Музеи хотят быть открытыми для всех, в том числе, для людей с инвалидностью, рассказывает директор по проектам ИКОМ России Динара Халикова.

«Однако, это не всегда получается из-за непонимания потребностей таких посетителей. К сожалению, большинство сотрудников не знают, как взаимодействовать с людьми с инвалидностью – такие навыки и опыт просто отсутствуют. Из-за наличия стойких стереотипов в отношении инвалидности в обществе музейные работники зачастую испытывают страх коммуникации, вызывающий взаимный социально-психологический дискомфорт. Именно в ответ на этот вызов мы приняли решение создать комплексную обучающую программу, которая поможет музейным сотрудникам корректно и эффективно взаимодействовать с людьми с инвалидностью, создавать для них инклюзивные программы и в целом формировать дружелюбную среду», – отмечает она.

Первым направлением проекта стала работа с людьми с особенностями ментального развития. Веря в социокультурный и арт-терапевтический потенциал музеев, организаторы проекта ставили целью поддержать развитие инклюзивных программ. Сегодня проект «Инклюзивный музей» представляет собой масштабный учебно-методический ресурс. Это серия тематических видеороликов и буклетов с рекомендациями, посвященных принципам этического общения и грамотного взаимодействия с детьми с особенностями ментального развития.

«Материалы содержат советы, с которыми будет полезно ознакомиться не только специалисту сферы культуры, но и любому человеку. Также у нас состоялись обучающие вебинары, участниками которых стали музеи многих российских регионов. Мы регулярно проводим консультации, встречи и дискуссии, которые могут посещать все заинтересованные специалисты в области культуры, образования, социальной поддержки, включая, конечно, самих людей с инвалидностью. Для нас очень важно межотраслевое сотрудничество и поиск совместных решений, в том числе с профессионалами в области медицины», – рассказывает директор по проектам ИКОМ России.

Обучение работе с детьми с особенностями развития не ограничивается одним образовательным курсом. Существуют и программы повышения квалификации, специальные тренинги, стажировки.  «Самое сложное это то, что нет универсального рецепта успешной работы: нельзя продумать единый сценарий на все случаи жизни. Мы всегда имеем дело с живыми людьми с их эмоциями, переживаниями и чувствами. Важно научиться принимать людей с разными особенностями и чутко реагировать на их нужды», – отмечает Динара Халикова.

Через музей про глобальное

Для многих участников поход в музей раньше представлялся чем-то невозможным. Большинство участников даже не рассматривали для себя такой вид досуга, говорят организаторы.

Фото «Колесо Обозрения»

«Участники, которые посещают мероприятия регулярно, отмечают  терапевтический эффект занятий – регулируется эмоциональная сфера ребенка, кто-то из детей начинает рисовать и за пределами музейного пространства, раскрываются творческие спообности и родители. Очень важно, что дети учатся общаться, они перестают бояться выходить из четырех стен. Проект становится не только отдушиной, но и терапией  – отмечает Екатерина Шуваева. –

И еще важный эффект – все больше музеев становятся доступными для людей с инвалидностью, музейные пространства открывают новую культуру – когда особые дети становятся обычными посетителями музеев. Безусловно, такие занятия полезны участникам, но они нужны и нам как обществу. Чем больше людей с инвалидностью будет появляться в общественном пространстве, тем терпимее будет общество. Получается  такой диалог через музей про глобальное. К сожалению, сейчас есть в обществе страхи в отношении людей с особенноятми и  недооценены их возможности».

Сами организаторы на достигнутом останавливаться не собираются. Так, например, в планах «Инклюзивного музея» создать информационную платформу, которая позволит людям с инвалидностью узнать, какие возможности открываются для них в музеях. Первым шагом на пути к этому стала всероссийская акция «Музей для всех! День инклюзии». Кроме этого, «Инклюзивный музей» не намерен ограничиваться только столицей, важным направлением для себя проект называет работу в регионах.

«Кроме того, мы планируем развивать направления работы с людьми, имеющими другие формы инвалидности. Так, в ближайшее время мы приступим к разработке обучающего курса по теме взаимодействия с глухими и слабослышащими посетителями», – говорит Динара Халикова.

Фото «Колесо Обозрения»

Организаторы «Колеса обозрения» планируют заниматься вопросами профориентации детей с инвалидностью в сфере искусства.

«Чтобы дети  могли овладеть навыками, которые в будущем могли бы применить для самореализации. Вопрос трудоустройство людей с инвалидностью стоит остро. Например, у нас есть направление — знакомство с творческими профессиями, оно как раз проходит во время мастер-классов. Это направление мы планируем развивать», – добавляет Екатерина Шуваева.

Помимо этого, третий год «Колесо обозрения» проводит конкурс «Я художник, я так вижу». В нем могут принять участие дети с инвалидностью и их братья-сестры. В этом году тема конкурса «Спорт в искусстве». Участникам предлагается интерпретировать  известные произведения искусства и нарисовать свое видение этих картин с помощью разных техник. Победитель конкурса получит участие в выставке, которая пройдет в культурном центре «Интеграция». Подробности участия можно посмотреть на сайте проекта.

Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

3000

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: