Золотая лихорадка: почему нам всем нравится золото (и дело не в стоимости)

0

Во многих культурах золото является обязательным элементом фестивалей и торжеств. В восточной культуре, например, без него невозможно представить себе государственные праздники или бракосочетания (последнее, впрочем, справедливо и для Южной Азии). Издавна из него делали короны и мечи для приближенных воинов. Его вплетают в язык и науку, говоря «золотые слова» и «золотое сечение». Ну, и не найдется человека, которому совсем не нравится золото.

Увлечение человечества золотом старо как мир. Но чем мы очарованы: самим драгоценным металлом или его цветом? Профессор Питер Оукли (Peter Oakley) из Королевского колледжа искусств Великобритании (Royal College of Arts) уверен, что значение имеет и то, и другое. «Эти двое питаются друг от друга. Идея золота как цвета тесно связана с идеей золота как материала. Поэтому когда мы думаем о золотом цвете, мы бессознательно делаем отсылку к металлу, который, в свою очередь, вызывает в сознании образы богатства и успеха», — говорит он в интервью CNN.

Сакрализация

Ацтеки описывали золото как «экскременты богов», инки воспринимали его как «пот солнца», а в Древнем Египте золото называли не иначе как «божественной плотью». Проще говоря, в культурной традиции предков этот материал был не просто дорогим или красивым, но священным. Китайские алхимики, в свою очередь, полагали, что употребление золота в пищу — в виде жидких эликсиров или путем использования золотой посуды — способствует долголетию.

Авторы книги Gold: Nature and Culture напоминают, что до 20 века золото также использовалось для лечения таких состояний, как сифилис, сердечные заболевания, оспа и меланхолия. К слову, и сегодня «частички золота» считаются прекрасным противовоспалительным средством, так что в той или иной форме используются в составах тканевых масок, кремов, сывороток и прочих косметических продуктов.

Движение — жизнь

«Помимо природных качеств, у золота есть какое-то потустороннее очарование. Возможно, за счет отражающей способности металла, которая создает ощущение, что он светится изнутри», — добавляет Питер Оукли.

«Золотой оттенок заставляет глаз двигаться, поскольку блестящая поверхность кажется движущейся, словно поверхность воды, — выдвигает свою версию Леатрис Эйсман (Leatrice Eiseman), исполнительный директор Института цвета Pantone. — Человеческий глаз реагирует на любую поверхность, которая имеет (или имитирует) волнообразное движение. С точки зрения психологов, это происходит потому, что людям нужна вода, чтобы выжить».

«Человек может различать миллионы цветов и триллионы цветных текстур, — говорит Дональд Хоффман (Donald Hoffman), профессор Калифорнийского университета (University of California). — Но хроматура, как показывают исследования, нацелена на человеческие эмоции более конкретно. То есть, металлические оттенки несут больше информации, чем однотонные пятна».

Статус

В древнем Риме и средневековой Европе законы запрещали носить слишком много золота людям, которые не принадлежали к благородным семьям. И несмотря на то, что сегодня перед золотом все равны, идея статусности по-прежнему сохраняется. Только подумайте: олимпийские медали, Нобелевская премия, «Оскар» и «Эмми» — все эти статуэтки с золотым напылением вручают людям, которые уникальны, которые в чем-то лучше других, и которые, безусловно, имеют огромный талант в своей области.

Психологически это приводит к тому, что золото становится цветом мотивации. И заполучить его хочет каждый, пусть даже сам об этом пока не догадывается.

Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5
(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

3000

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: