Как говорить с человеком, у которого обнаружили рак?

2
41

Онкологический диагноз – тяжелое испытание для пациента и его близких. Приходится искать информацию о заболевании и способах лечения, подбирать врача и медицинское учреждение. Родные и друзья часто не знают, как им вести себя с пациентом – стоит ли сочувствовать, жалеть или даже пробовать делать вид, что ничего не происходит.

За последнее десятилетие люди стали чаще болеть раком

Ранить может самый простой вопрос. Например, в ответ на «Как дела?» заболевший скорее всего ответит «Все хорошо» или «Нормально» и тогда выяснять дальнейшие подробности о болезни и ходе лечения будет как-то неуместно. Задавая вопрос, нужно учитывать настроение пациента, смотреть, действительно ли он готов искренне говорить о своем здоровье и самочувствии, либо не хотел бы вообще затрагивать этот вопрос. В некоторых случаях лучше будет поговорить о погоде, работе или чем-то еще, не связанным с заболеванием.

Вот еще несколько фраз, которые не стоит говорить тем, кто столкнулся с раком.

Наконец-то ты избавился от лишних килограммов!

Не стоит акцентировать свое внимание на изменениях во внешности пациента. Да, они действительно произойдут и довольно существенные. Замечания о том, что «наконец-то удалось избавиться от этих килограммов» или о том, что «короткая стрижка гораздо лучше, чем длинные волосы», могут быть восприняты не как комплименты. Это может стать еще одним фактором, который сможет спровоцировать депрессию – онкопациенты и так ей подвержены больше, чем другие больные. Лучше обратить внимание на что-то, не связанное с болезнью – например, на новую футболку или отличный маникюр.

Слава богу, что у тебя всего лишь небольшая опухоль (такая же, кстати, была у одного знакомого)!

Некорректно говорить и о том, что одна форма рака лучше, чем какая-то другая – «хороших» опухолей, к сожалению, не бывает и любой онкологический диагноз является серьезным испытанием и проблемой.

Разговоры о других пациентах с похожим диагнозом нежелательны, если только они не ведутся с кем-то, кто сам столкнулся с болезнью и знает, о чем говорит. Так что, если у вас есть знакомый, который перенес ту или иную форму рака, лучше предложите ему связаться с тем, кто заболел, а не пересказывайте его историю.

Ты курил всю жизнь и поэтому у тебя рак!

Говорить о том, что рак мог возникнуть из-за курения, употребления алкоголя, сидячего образа жизни или характера работы, не надо. Даже если это каким-то образом спровоцировало развитие опухоли, заводить об этом разговор не стоит – это только усилит чувство вины, которое нередко преследует пациентов, столкнувшихся с раком. Нужно помнить, что рак – мультифакторное заболевание. Известны случаи, когда рак легкого возникал  у тех, кто никогда не курил, а у курильщиков с многолетним стажем он никогда не развивался.

Ты справишься!

Стэн Гольберг (Stan Goldberg), профессор Университета Сан-Франциско (San Francisco State University) в 57 лет столкнувшийся с агрессивной формой рака предстательной железы, и написавший книгу «Любовь, поддержка и забота об онкологическом пациенте», поговорил с десятками людей, у которых обнаружили рак. Большинству из них приходилось слышать что-то  в духе «Все будет хорошо», «Мы с этим справимся», «Лекарство точно найдут». Это помогало на первых порах, но в том случае, если болезнь прогрессировала, такие фразы часто вызывали у больных чувство вины, что рак оказывался сильнее их.

Если что-то нужно, ты просто скажи!

Гораздо полезнее оказываются действия, а не слова. Вместо «дай знать, если потребуется помощь» лучше проявить инициативу и действительно помочь – купить и привезти продукты, приготовить ужин, предложить сделать уборку и выбрать подходящий для этого день, погулять с собакой или сопроводить ребенка в школу. Многим такая помощь действительно нужна, но они стесняются просить об этом. Сделать какие-то домашние дела можно и вместе с вашим заболевшим другом или родственником – так он сможет почувствовать себя нужным и полезным.

Просто игнорируйте тему рака

Совсем же прекращать общение с заболевшим не стоит – это может быть воспринято как попытка бросить в беде, что может быть еще более болезненным в сложившейся ситуации, чем сказать что-то неправильное. «Я не знаю, что сказать» может оказаться куда более подходящим вариантом, чем молчание. Общаясь с пациентом, важно выслушать его – часто таким людям не хватает именно внимательного слушателя, который готов, не перебивая, узнать то, что переживает заболевший именно сейчас. Если он сам не говорит о прогнозах, то не нужно спрашивать – это может быть расценено как простое любопытство, а не как забота.

Не требуйте от пациента бодрости и позитивного настроя, если он не намерен веселиться. Лучше скажите ему, что вы будете рядом в любой ситуации. И выполните это обещание.

Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5
(18 оценок, среднее: 3,94 из 5)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Аватар
    человек

    «Лучше скажите ему, что вы будете рядом в любой ситуации. И выполните это обещание.» Честно, звучит ужасно! Как будто равнодушно. Что плохого в словах «Ты справишься!» ???? Я считаю, что статья не о чем!!!!! И людям с этим диагнозом обязательно нужно слышать о том, что все будет хорошо!!!!!! Вера это главное!!!!

    07.12.2016 в 10:27
  • Аватар
    Онко

    Да пошли вы со своим «Ты справишься!», это у вас все будет хорошо, по крайней мере до того, как он не придёт к вам…

    07.12.2016 в 11:32
    • Аватар
      гость

      …ага…согласна…пусть попробуют побывать в нашей шкуре…а потом мы на них посмотрим….

      07.12.2016 в 12:15
      • Аватар
        Elena

        Не отчаивайтесь и не озлобляйтесь. Никто не виноват, что мы заболели.

        20.12.2016 в 22:04
  • Аватар
    ГОСТЬ

    А вот мы (когда у моего мужа обнаружили рак) столкнулись с грубостью по отношению к пациенту. Это было, как облить из ушата ледяной водой. Нам объясняли, что это защитная реакция врачей. Человек сам по отношению к людям крайне уважителен и интеллигентен, вдруг увидел крайнее неуважение к себе. У него выступали слезы на глазах, от такого отношения к себе в 1-е дни посещения онкоцентра. Врачи делали всё, что от них зависело, и очень пытались спасти. Потом наладилось и общение, да и с таким человеком невозможно не подружиться. Оправившись после первоначального шока муж проявил колоссальную силу воли и шутил до последнего . А всё равно ушел . . .

    07.12.2016 в 12:03
  • Аватар
    fklj

    Самыми некомпетентными в общении с онкобольными оказываются, как ни странно, врачи..

    07.12.2016 в 12:24
    • Аватар
      валерий

      Они вообще

      твари!

      07.12.2016 в 13:45
  • Аватар
    ПОБЕДИВШИЙ

    Как прошедший через этот онкокошмар,могу сказать,что слова поддержки действовали лично на меня настраивая на оптимизм. Как будешь себя настраивать так и будет. Если будешь воспринимать всё в штыки и пессимистмчески,то болезнь точно победит!

    07.12.2016 в 12:53
  • Аватар
    Вася

    Как с ракообразным

    07.12.2016 в 13:07
  • Аватар
    Онко

    Я когда лечилась, то думала о том, что мой муж после моей смерти женится на другой женщине, проживет с ней больше, чем со мной, они умрут в один день и их похоронят вместе, а я буду лежать одна, совсем одна….смешно…А муж — он в ступоре был и делал вид, что ничего не происходит…

    07.12.2016 в 13:24
  • Аватар
    Игорь

    «Лучше скажите ему, что вы будете рядом в любой ситуации. И выполните это обещание.»
    Именно это сделала моя жена !!!, 7 лет назад, когда мы узнали о моём диагнозе.
    Трудно придумать что то более поддерживающее и внушающее оптимизм.
    Ну и конечно же настрой самого больного…(раскисать и злится, НЕЛЬЗЯ) только мы сами виноваты в болезнях нашего организма.

    07.12.2016 в 15:29
    • Аватар
      Eloise

      Bonjour Jean-Martin,Je viens de vous entendre à la Radio Can. Bravo. Je suis un vieux jardinier bio de 78 ans et vous m&;ocusrenqouragez à non seulement continuer mais améliorer ma production et sa qualité.Je commande votre #[ссылка]utations

      06.01.2017 в 13:01
  • Аватар
    Влад

    Видимо предчувствие скорого попадания в Ад заставляет некоторых здесь онкобольных людей писать агрессивные комментарии. Нужно больше ценить дела, которые были сделаны при жизни, а не саму жизнь, тогда и отношение к болезням будет другое.

    07.12.2016 в 16:39
  • Аватар
    Натали

    хуже всего, что лечение онкобльных очень дорогое, а народ наш очень беден, у государства на такие проблемы населения денег нет и тогда какое настроение у больного, какой оптимизм и вера в исцеление???? Глядя на ужасные страдания больного, ухаживая за ним и не имея возможности хоть чем-то облегчить мучения, хочется самому скорее умереть.И жить в этот период приходится буквально считая копейки.Бесплатная медицина в нашей стране для простых людей только на бумаге .Через все эти испытания прошли мои самые близкие родные.Я знаю, о чем говорю. А врачи большей частью очень грубы, бессердечны и невежественны.

    08.12.2016 в 12:59
  • Аватар
    Наталья

    Я ухаживала за папой, долго. Мне нечего вообще сказать на эту тему врачам, кроме как: или давайте морфина вдоволь безнадёжному онко-человеку или узаконьте эвтаназию! Когда уже даже деньги не помогут, и Израиль (где рак вроде лечат), когда стадия 4, то давали бы человеку хотя бы ДОСТОЙНО умереть, а не в своём говне и гное со страшной болью, а достойно, пока мозг ещё работает!
    Причем самое обидное: мы усыпляем своих собачек-кошечек, что бы не мучились, а человеку дано такое «право» волшебное — домучиться до конца. И повторюсь — «право» умереть в своём говне и гное, потому что нету у нас всех права при страшной болезни добровольно просить эвтаназии.
    Хотя, поверьте, она существует и без разрешения нашего правительства. Нелегально. Врач знакомый говорил, как один врач помог за деньги уйти в мир иной безнадёжно больному коллеге.
    Никогда мы до этого не дорастём, государство не позволит простым людям такого блага.

    08.12.2016 в 13:38
    • Аватар
      вик

      Cолидарен! а врачи — это живодёры-мазохисты, лицемеры и знания у них из теле-лекарство-рекламы. Ненавижу.

      08.12.2016 в 14:36
  • Аватар
    Елена

    Я заболела 5 лет назад. Ко мне в больницу пришла моя единственная и тогда любимая подруга. Первое, что я от нее услышала: «Я бы не стала бы жить. Лучше покончить с собой». Конечно потом были махания руками и фразы о том, что это она просто так ляпнула. Еще через месяц, по-видимому забыв предыдущий разговор, она повторила свою сентенцию еще раз. Когда я после операции, после химиотерапии, после лучевой терапии, еле таская ноги, но желая вернуться к нормальной жизни, пригласила ее в гости, первое, что мне было сказано, что на моей люстре лежит пыль. Я могла бы, конечно, впасть в депрессию, озлиться. Но меня интересовало, как вылечиться, а не как пережевывать обиды. И самое главное, все эти годы со мной был муж, любящий, внимательный, готовый вместе со мной искать решения, как лечиться. Прошло пять лет, я жива, работаю, люблю. Я помогла подруге устроиться на работу в мой офис. Правда, больше я ее подругой не считаю.

    08.12.2016 в 14:28
    • Аватар
      Вера

      Вы золото! И муж Ваш-тоже. А подруга..правильно, не подруга это.Подальше от таких.
      И кстати да!Вопрос: «Как дела» Все хорошо»? добивает. Лучше бы не спрашивали.

      08.12.2016 в 15:39
      • Аватар
        Trisha

        aussitôt repéré (chez Mercotte), aussi fait, un délice. Parfait pour le goûter et si j'ai de la chance, j'en aurais pour mon petit déj #[ссылка]ci pour cette recette et pour les autres aussi d&;3r#ailleu9s!

        06.01.2017 в 13:04
    • Аватар
      ЛАРИСА

      пять лет назад я тоже это пережила. согласна с написанным. спасибо мужу!мои подруги рядом,но ,главное,я верю,что все позади.верьте в себя,удачи вам!

      08.12.2016 в 15:47
    • Аватар
      Рухшона

      @Елена: у моего любимого опухоль головного мозга ему 24 есть ли тут людей которым 24 года с такой болезни

      25.04.2018 в 21:12
    • Аватар
      Рухшона

      Если есть кому 24 и болень опухолью мозга напишите пожалуйста очень важно знать …

      25.04.2018 в 21:15
  • Аватар
    вик

    ЛИЦЕМЕРИЕ во все щели !!!
    — у нас в росее, просто выписывают онко больных домой чтоб — премии за выздоровивших получать.

    08.12.2016 в 14:31
  • Аватар
    Онко

    Как хорошо придумано: если выжил — значит верил и правильный настрой имел, а если умер — то оно, конечно, понятно — злость, депрессия, отчаяние, вообщем, сам виноват… Очень хорошая замена дорогостоящих лекарств, психологической помощи, заботе, вниманию и т.д. и т.п. И ведь никто не виноват, кроме самого больного…

    08.12.2016 в 15:03
  • Аватар
    Игорь

    Статья ни о чем. Лечение онкологии на пещерном уровне. Отношение врачей- зачастую просто скотское, хотя больные онкологией, это считай смертники. Не дай Бог столкнуться с этим.

    08.12.2016 в 15:56
  • Аватар
    Alex

    У меня у жены сестра давно работает в онкодиспансере, сейчас радиологом, раньше была терапевтом там же. Иногда она звонит и разговаривает с женой о работе. После этих разговоров моя жена, как пришибленная ходит. На том конце провода тоже слезы и сопли. Я это говорю к тому, что врачам с такими больными психологически очень тяжело. Ведь они не родственники больным и не друзья, но тоже все это переживают, и так из дня в день. Недавно она рассказывала, что лежит тяжелый больной — парень 30 лет, никто его не навещает, никто не приезжает, когда она к нему подходит на обходе или заходит в палату, он, говорит, смотрит на меня как дворняжка, с тоской и надеждой, а я знаю, что ему осталось немного и ничем помочь не могу, от этого бессилия у самой слезы выступают, а плакать нельзя, наоборот надо подбодрить, что то обнадеживающее сказать. Девушка 30 лет, недавно умерла, три недели лежала, не понимала, что умирает, около неё муж все время был, говорят, он чуть с ума не сошёл, он знал, что она умрет, всё просил хоть чуть-чуть продлить ей жизнь. И таких в последнее время стало по 2-3 человека. Вот и несет потом все это в себе домой, иногда жене позвонит «пар выпустить».
    Бывает так, что больные едут в Москву к врачам, те им напишут схем лечения с лекарствами и использованием медоборудования, которого в регионе отродясь не было и ещё поумничают, что мол там за идиоты вас лечат. И часто назначают очень дорогостоящие лекарства, заведомо зная, что человеку уже не помочь. Больные и родственники сначала скандалят, а не добившись назначенного лечения из-за отсутствия препаратов, сами на последние деньги их покупают, а человек все равно умирает. Я это к тому, что не надо всех врачей охаивать. Извиняюсь за некоторый сумбур, так что-то, вырвалось. Писал, а у самого в горле всё сжалось…

    08.12.2016 в 16:01
  • Аватар
    Наталья

    Понимаю, что кто то излечивается, слава Богу, но есть абсолютно безнадёжные больные, которых отправили домой умирать! Причём, что бы морфин выбить для обезбаливания — это надо было скандал устроить в минздраве. Врачи считают, что безнадёжным больным не нужны обезбаливающие, «потерпят» — это мне так врач сказал. Потому что врачи знают, что у человека на последней стадии уже сил не хватит себя убить, а от страшной постоянной боли хочется себя убить, и я слышала эти просьбы от родного умирающего человека. Считаю, что добровольная эвтаназия — это то, чего достоин человек, который безнадёжно болен и неизлечим. И именно законная, потому что незаконно она есть — за деньги.
    Вот у нас недавно в лесу за городом нашли повешенного мужчину — последняя стадия рака, самоубийство.
    Вы посмотрите фильм Терри Пратчетта «Выбирая смерть». Так верно он говорит по этой проблеме! Если человек безнадёжен и неизлечим, то почему он не может, почему не имеет права умереть достойно? В любимом кресле, с бокалом любимого вина, осознанно, пока болезнь не лишила его разума?!

    15.12.2016 в 11:50
  • Аватар
    Леся

    Какое же пещерное отношение у нас в стране к диагнозу рак . Тех кто раздувает из этого трагедию будь то родственники или друзья отсекайте сразу .очень важно чтобы относились к нам как и прежде как будто мы здоровы, просто немного заболели и проходим лечение.поверьте бывают заболевания намного страшнее.

    22.05.2018 в 16:49
  • Аватар
    Галина

    Уже 10 лет стою на учёте в онкодиспансере,лечусь,прохожу осмотры.Сначала было стрёмно,теперь привыкла.С первых дней разработала для себя программу борьбы.Психологически раненая птица,но решила не сдаваться.Живу полноценной жизнью.А знакомая,встретив меня ,промямлила:»Боже мой! 10 лет в болях и муках!» Каких муках? У меня ничего не болит.Какое примитивное видение болезни! Конечно,я не имею в виду запущенные формы.И врачи на приёме хамят:»А какое сердце вы хотите с вашим диагнозом? «Те,кто борется,-победит болезнь.Не впадать в депрессию!

    14.06.2018 в 16:06
    • Аватар
      Галина

      @Галина: добрый день Галина. Спасибо что увидела вашу статью. Что вселяет надежду на хороший результат. Я сейчас прохожу уже 7 курс химиитеропии.. Иногда посещают плохим мысли, гоню их. Жаль но многие близкии люди отвернулись. Боятся этой болезни. Стараюсь не вешать нос. Мужчина бросил как узнал о диагнозе. Так что по больше бы хорошего тут позитива писали и поддержки.. Негатива хватает в жизни.

      25.01.2019 в 15:54
  • Аватар
    дима

    Статья гавно!!! Данные выражения только лишь портят настроение больного и уж тем более никак не бодрят

    26.07.2018 в 09:21
  • Аватар
    Инкогнито

    Кошмар…читаю комменты,откуда все злые такие и агрессивные,чтото требуют от всех,жизнью обиженные реально. Почитайте Луизу Хей, Лиз Бурбо,Валерия Синельникова,займитесь собой,начните с себя,это важнее любых слов. Люди,будьте проще, добрее,в конце концов,любите тех,кто с вами рядом, цените,помогайте им,даже «плохих» врачей цените,ведь вам весь мир помогает,пока вы на кого-то обидки свои держите.

    18.09.2018 в 02:42
  • Аватар
    Антон

    Нельзя ведь быть такими озлобленными, неужели Вам в период прохождения терапии не хватило того, что Вы испытали. Пересмотрите свою жизнь, систему взглядов и ценностей, мир и так не совершенен, так зачем еще усиливать в нем диссонанс? Ключевыми факторами на пути к выздоровлению, на этапе терапии и последующей реабилитации несомненно стоит: воля, мотивация и желание самого пациента… и, что не менее важно: близкое окружение.. Отчаяние-здесь не соратник. Как бы это не прозвучало банально-нужно иметь веру в благоприятный исход. Здоровья Всем.

    13.11.2018 в 23:06
    • Аватар
      Сергей

      @Антон:
      А как же не злится то?
      «Все будет хорошо» — говорят друзья и.. исчезают. Сам десятый месяц на химии (еще3)
      Уже научился отвечать на ВБХ (все будет хорошо)-
      -ты обещаешь?…и взгляд с надеждой..
      Обычно у обещающего ком к горлу подходит. 😉
      А статья хорошая, нужная. Иначе б не было столько коментариев 😉
      Химия-это большое испытание. Много нового понимаешь и переосмысливаешь старое. И если повезёт,то смогу сказать,что я стал совершенно другим человеком 🙂 удачи всем

      12.01.2019 в 14:11
      • Аватар
        Сергей

        @Сергей: согласна с вами что болезнь меняет человека. И многое понимаешь кто тебя окружает. Тоже прохожу 7 курс химии теории. Вижу вы человек с юмором. Всех вам благ.

        25.01.2019 в 16:03
  • Аватар
    Ирина

    Мы все под Богом ходим.И здоровые и больные.Я знала одну женщину которая несколько лет боролась с раком,умерла в итоге от инфаркта.Выходя утром из дома у нас у всех примерно равны шансы дожить до вечера, кто то под машину попадет , кого то убьют, у кого то тромб оторвётся. Здоровый, больной ….. А у кого-то все пройдет хорошо.Ни здоровье ни болезнь нам не гарантируют ничего.

    26.12.2018 в 08:33
  • Аватар
    Наталья

    Перед новогодними праздниками у брата (49 лет) обнаружили опухоль в брюшной полости, биопсию перед праздниками взять не успели, как же долго тянулись новогодние каникулы. После праздника, наконец, взяли ждем результат, ему становится хуже, начались боли, он упал духом. От неизвестности, от того что не знаешь, чем ты можешь ему помочь в данную минуту мы сходим с ума. Как же это все пережить????

    17.01.2019 в 11:01
  • Аватар
    Валя

    Статья правильная. Поучительная! Есть люди ,задают такие не тактичные вопросы. А тут хоть прочтут что к чему! Спрашивают такое что хочется прервать разговор. Ты уже лысая?? А что носишь платок или шапку? Похудела? и т. д.

    25.01.2019 в 16:21
  • Аватар
    bor

    11.03.19 -родная дочура сэсемесила: карцинома груди 2 стадии ;метастаз в подмыш. лимфоузел./результат биопсии/
    сегодня, 12.03- прием в Онко-больнице / сопровождает ее сестра/.
    Комменты так же полезны,как и сама статья.Автор- вам поклон.

    12.03.2019 в 15:32
  • Аватар
    Айра

    У моего папы рак. что бы его лечить надо для быть уверенными в правильном выбранном лечении. Для этого надо проходить альтернативные иследовагия( например ПЭТ КТ). Ну и конечно нужно действовать быстро. Но мой папа никак не может воспринять что у него рак. Он не прочёл это слово в гистологии. Там это звучит карценома. Мы ему говорили что это рак. Но он все говорит что это ещё не известно. Опухоль крупную удалили но местастазов как таковых почти нет. Он не хочет проходить ПЭТ КТ. Очень злится что мы ему всё это организуем. Не хочет слышать о химии. Злится. Ему тяжело это воспринять психически. От этого я сама в ступоре. Страшно, как с ним это обсуждать и как лечить. Господи помоги моему папочке и всем болеющим!

    11.04.2019 в 23:00

Добавить комментарий

3000

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: