Тромбоцитарные клетки, которые обеспечивают свертывание крови у млекопитающих, впервые появились около 300 миллионов лет назад у яйцекладущего животного, ближайшего предка современного утконоса. Это событие явилось прямой предпосылкой эволюции человека. Такое открытие сделали ученые Йельского университета совместно со специалистами Университетского колледжа Лондона.
Действительно, сегодня наука им все основания утверждать, что именно животное, похожее на современного утконоса, впервые начало производить тромбоциты — возможно, случайно. Потом этот признак закрепился и около 300 миллионов лет достался монотремам — однопроходным, а также предкам сумчатых и плацентарных млекопитающих, к которым относятся современные люди.
Ученые предположили, что тромбоциты и мегакариоциты (крупные полиплоидные клетки костного мозга, которые продуцируют тромбоциты) эволюционировали из предкового 2N тромбоцита, и что именно обладание более совершенными тромбоцитами в ходе эволюции привело к появлению инвазивной плаценты.
Инвазивная плацентация при более или менее длительной беременности является общей характеристикой, уникальной для класса млекопитающих. Особенно в этом плане отличились люди, которые имеют глубоко инвазивную (гемохориальную плаценту), где материнская кровь вступает в непосредственный контакт с плодом. Ученые объясняют, что такая плацента — прямое следствие высокоэффективной системы гемостаза (регуляции крови), присутствующей у людей.
И это неудивительно, ведь ключевым событием в эволюции плацентарной беременности явилась способность подавлять воспаление, связанное с глубокой имплантацией плода, проходящей с разрушением материнских кровеносных сосудов. Столь сложный процесс был возможен только у животных, которые могли справиться с множественными гемостатическими последствиями гемохориальной имплантации.
Безопасное отсоединение плаценты от матки при родах имеет не менее важное значение для выживания матери. При этом характерно, что гемостатический баланс во время беременности человека отклоняется в сторону гиперкоагуляции (повышенной свертываемости).
У других животных, например, рептилий или птиц тоже есть тромбоцитоподобные клетки, однако гораздо менее совершенные нежели человеческие. Очевидно, поэтому в данном случае живорождение невозможно.
Но почему все-таки утконосы отстали на этом пути от человека, хотя начиналось все с похожих тромбоцитов? На этот счет ученые дать ответ пока не могут. Но вполне возможно, что отличия как-то связаны с эволюцией головного мозга.
Серёга
ююю !
Егор
Hello
Константин
Обратная связь
Макс
перезвоните
Ахмед
Оформление заказа