Цены в апетках могут удивлять, возмущать и даже шокировать — и это суровая правда жизни.
Конечно, речь идет не обо всех препаратах, но тем не менее. Откуда берутся заоблачные ценники? Обоснованны ли они? И можно ли что-то с этим сделать?
Ответить на животрепещущий вопрос мы попросили Андрея Соколова, директора по операционной деятельности и стратегическому планированию Евразийского подразделения фармацевтической компании «Босналек».
Из чего складываются цены на лекарства в аптеках? Почему лекарство может быть дорогим, а его аналог — дешевым?
Для понимания феномена дороговизны лекарств необходимо принимать во внимание стоимость разработки новых молекул — сегодня это крайне дорогостоящее мероприятие. Миллиардные инвестиции делают R&D (Research & Development — этап, на котором идея нового лекарства превращается в продукт) доступным только ограниченному количеству фармацевтических компаний.
Так, согласно Pharmintilligence, в 2018 году было зарегистрировано 68 лончей новых молекул. И 40% из них пришлись всего на 10 крупнейших компаний, которые могут позволить инвестировать серьезные суммы в R&D.
Сегодня большинство новых молекул появляются в двух сегментах: онкология и инфекционные заболевания. С каждым годом разработка новых препаратов становится все более затратной, а направления исследований – все более сложными.
Понятно, что фармкомпании рассчитывают вернуть инвестиции и заработать на этом. Для этих целей существует срок патентной защиты, во время которого компания-оригинатор, которая придумала новую молекулу, вольна устанавливать свою цену.
Впрочем, и после истечения этого срока никто не запрещает производителю продолжать держать ту же цену. Однако после срока патентной защиты оригинальная молекула, которая стала основой для нового препарата, может воспроизводиться в виде дженерика (препарата, который по основному составу и свойствам копирует оригинальный — тот, что был придуман первым) другими производителями.
Соответственно, они могут снизить стоимость на конечный продукт по сравнению с оригинальным препаратом.
Существует ряд компаний, которые специализируются именно на дженериках. Известно множество случаев, когда на следующий же день после окончания положенного срока в продажу поступали дженерические препараты.
Однако «дженерик» — вовсе не синоним недоброкачественности или дешевизны. Воспроизводимая молекула должна соответствовать характеристикам оригинального препарата, и ее производство с соблюдением всех требований качества также требует значительных инвестиций.
Но, как правило, чем больше появляется дженериков одной молекулы, тем ниже их средняя стоимость. Производитель может снижать цену за счет использования более дешевых (и зачастую отличных по качеству) субстанций, произведенных, например, в Индии или Китае. Также можно сэкономить на красивой и качественной упаковке и, наконец, на рекламе.
Все это влияет на конечную стоимость препарата для потребителей. Плюс, ряд производителей могут позволить себе держать низкую цену за счет значительных объемов производства, и, соответственно, продаж.
Как формируются цены в аптеках?
В аптеках формируются различные ценовые предложения на лекарства, призванные удовлетворить спрос различных групп потребителей. Дороги ли лекарства на полках российских аптек? Смотря с чем сравнивать. Так, если провести сравнительный анализ самых популярных препаратов на полках европейских аптек с ценами на те же препараты в России, то мы сможем убедиться, что в пересчете на текущий курс евро по ЦБ РФ стоимость у нас вовсе не завышена.
Например, парацетамол в России дешевле в среднем на 25%, чем, например, в Австрии — если сравнивать самые доступные дженерические препараты. Популярное средство от изжоги (гевискон), например, в той же Австрии будет стоить уже вдвое дороже, чем в РФ.
Конечно, в Европейских странах цены разнятся, и есть даже своего рода покупательский туризм, когда потребители покупают лекарства в соседних странах. Но это только если речь идет о безрецептурных лекарствах.
Что касается стоимости рецептурных препаратов, цена на них формируется исходя из действующих условий социального и медицинского страхования. В некоторых странах гражданам в принципе не нужно платить за большинство лекарств, даже безрецептурных, ведь их стоимость возмещается страховыми компаниями.
Очевидно, что в случае лекарств, учитывать необходимо не только цену препаратов, но и уровень доходов населения. И здесь, безусловно, разница более очевидна.
Аптечный товар в России может пройти через несколько «рук», с каждым этапом получая дополнительную наценку.
К слову, во многих европейских странах как таковых дистрибьюторов в принципе не существует, лекарства поступают напрямую от производителя в аптеки. Но в России, где расстояния огромны и температуры существенно ниже среднеевропейских, производители не всегда могут самостоятельно организовать логистику с должными условиями хранения.
Поэтому приходится обращаться к дистрибьюторам. Таким образом, классическая цепочка движения лекарств от производителя к потребителю выстраивается следующим образом: производитель—дистрибьютор—аптечная сеть (или медицинское учреждение).
На практике движение препаратов от производителя через дистрибьютора в аптеку может затянуться: дистрибьютор может перепродавать товар другим дистрибьюторам.
Аптечные сети также могут перепродавать товар другим дистрибьюторам, а те, в свою очередь, другим аптечным сетям. Причина таких переливов — в маркетинговых обязательствах, которые каждый участник товаропроводящей цепочки берет на себя перед производителем, а также свою роль играют стимулирующие маркетинговые выплаты, предусмотренные для дистрибьютров/аптек.
Вы скажете: «Ведь производитель может не платить?» По факту – не может.
Место на полке аптеки, рекомендация фармацевта – все это имеет свою цену, а отказавшийся от маркетинговых выплат производитель просто потеряет свою долю рынка, которая немедленно будет занята более сговорчивым конкурентом.
При этом, стоит отметить, что государство прекрасно понимает стратегический приоритет здравоохранения и принимает серьезные меры по оздоровлению и регуляции рынка:
- Это ряд налоговых льгот и СПИКи для фармкомпаний инвесторов, локализующих производство в России;
- Протекционистские правила закупок препаратов ЖНВЛП (30 ноября 2015г. Правительством России принято Постановление №1289 «Об установлении ограничений допуска иностранных лекарственных препаратов при государственных закупках») также относятся к таким мерам;
- Кроме того, сейчас в Госдуме обсуждается законопроект, включающий инициативу по ограничению места на витринах для импортных и дорогостоящих препаратов, рассматривается законопроект, разрешающий производство неоригинальных лекарственных препаратов до истечения срока их патентной защиты.
Полный переход на маркировку лекарств также поможет исключить нежелательные переливы товара и связанные с ними накрутки цен на лекарства.
Комментарии читателей