Мы боимся пауков, стоматологов и темноты. Мы боимся остаться одни, так и не встретив свою любовь, и мы постоянно боимся за близких. Мы боимся терактов, пожаров, боимся за этот мир, который иногда выглядит совершенно беспомощно. Мы боимся войны. И мы до дрожи боимся, что когда случится трагедия, подобная Беслану или Кемерово, через несколько лет об этом все забудут.
Продолжать можно бесконечно, поскольку список вещей и явлений, которые пугают современного человека, содержит сотни, а то и тысячи пунктов. Но если отвлечься от морально-этической стороны вопроса, погрузившись в физиологию — почему вообще возникает страх?
Страх — это всегда страх
«Когда человек видит, что акции фондового рынка упали на 1000 пунктов, с ним происходит то же самое, что и когда он видит змею, — говорит Scientific American Джозеф Леду (Joseph LeDoux), профессор психологии и нейробиологии в Нью-Йоркском университете (New York University). — Страх — всегда ответ на непосредственные стимулы». Действительно, каждый раз, когда мы боимся, мы сталкиваемся с определенным спектром ощущений: странной пустотой в желудке, учащенным сердцебиением, мокрыми ладонями, нетипичной нервозностью и некоторыми другими. Эксперт объясняет, что в это время мозг отвечает запрограммированным образом на ту или иную угрозу.
«Поскольку мозг двух разных людей не сильно отличается по структуре, можно предположить, что то, что я переживаю в момент страха, похоже на то, что переживаете вы», — добавляет Леду. Он добавляет, что страх в какой-то степени одинаков и для разных видов (например, для крыс и людей).
Опыт имеет значение
Многочисленные исследования на тему показывают, что важную роль здесь играет и личный опыт того, кто боится. В то время как одни люди боятся смотреть страшные фильмы, потому что их воображение слишком уж хорошо развито, другие боятся снова сесть за руль автомобиля после аварии.
«Если вы попросите группу людей записать главные страхи в столбик, то у вас будет несколько списков, довольно сильно отличающихся друг от друга, — говорит SA Майкл Льюис (Michael Lewis) из Медицинской школы Роберта Вуда Джонсона (Robert Wood Johnson Medical School). — С точки зрения исследований, проблема в том, что у нас нет хорошей физиологической меры страха, да и вообще каких-либо эмоций».
Льюис объясняет, что мы учимся бояться точно так же, как учимся ходить, держать ложку или ездить на велосипеде. Таким образом, при отсутствии опыта страха ребенок начинает бояться по тем паттернам, которые предлагает ему ближайшее окружение — родители, сестры и братья, бабушки и дедушки. «У страха есть определенная заразная особенность, так что в каком-то смысле секрет успеха здесь в правильных людях рядом», — говорит он.
А что происходит в мозге?
Исследователи обращаются и к передовым технологиям, чтобы лучше понять природу страха. «Трудно определить эту эмоцию, — говорит Джой Хирш (Joy Hirsch), профессор функциональной нейрорадиологии, нейробиологии и психологии из Колумбийского университета (Columbia University). — Можете ли вы с уверенностью сказать, что такое боль? И можете ли вы дать определение красному цвету? Все это ощущения, которые в совокупности представляют особую сложность для нейронауки».
Чтобы узнать больше о том, как работает страх, Хирш и ее команда используют МРТ. «Схема, которая лежит в основе ощущения страха, довольно хорошо активируется с помощью определенных стимулов», — комментирует профессор. В ходе исследования испытуемым был показан снимок человека в момент испуга, что, по данным предыдущих исследований, в большинстве случаев действует так, как нужно.
Анализ данных показал, что реакция на стимулы, вызывающие страх, возникает в миндалевидном теле (области мозга миндалевидной формы, связанной с памятью, принятием решений и эмоциональными реакциями) и под височной долей, также известной как центр страха головного мозга. Хирш добавляет, что все начинается с миндалины, которая первой отвечает на угрожающие стимулы, изменяя скорость кровотока и увеличивая таким образом нейронную активность.
Но даже несмотря на то, что страх является одним из естественных для человека процессов, наряду с дыханием и пищеварением, наука до сих пор не может полностью понять и описать его.
Александр
Предлагаю определять момент возникновения страха по аналогии с известным моментом получения болевого импульса -как сигнала опасности -от неожиданного прикосновения к горячей поверхности. Неготовность к принятию неожиданно «рухнувшей» информации-страх. Неготовность к принятию неожиданного резкого перепада температуры-боль. Далее сигналы по резервным сетям к своим адресатам.Страх в защитных целях угнетает-притормаживает естественную активность,чтоб дать временную фору для спокойного осмысления ситуации. Боль при помощи мышц создаёт спасительный физический зазор-далее осмысленные действия. Форма действий рефлекторная.
Андрей
Фу как не культурно!