Как казаться лучше, чем вы есть на самом деле? Держите свои эмоции под контролем. Несмотря на то, что схема частично работает в подростковом возрасте, подкрепляясь рекламными кампаниями, где модели почти не улыбаются (передаем привет Белле Хадид), чем старше вы становитесь, тем большую роль в самопрезентации играет улыбка.
К такому выводу недавно пришли исследователи из Аризонского университета (University of Arizona), которые решили посмотреть, как связана эмоциональная составляющая нашей личности и мнение о нас окружающих. В серии экспериментов участники рассматривали моделей в печатных изданиях, которые либо искренне улыбались, либо, напротив, позировали с каменным лицом. И анализ данных показал, что не умение скрывать свои эмоции, а как раз окрытость делает нас привлекательнее.
«Мы снова и снова обнаруживали, что люди воспринимаются окружающими лучше и наделяются более приятными качествами, когда они улыбаются, чем когда на их лице сложно увидеть хоть какие-то эмоции, — говорит соавтор исследования Калеб Уоррен (Caleb Warren). — Иными словами, невыразительность заставляет людей выглядеть более отстраненными и грубыми, что никому особенно не нравится».
В эксперименте, результаты которого были опубликованы в Journal of Consumer Psychology, были использованы фотографии как малоизвестных моделей, так и известных людей (Джеймс Дин, Эмили Дидонато, Майкл Джордан), которые когда-либо позировали для брендов. И респондентам всегда больше нравились улыбки — независимо от того, был на снимке популярный персонаж или неизвестная модель.
Исследователям показалось интересным и то, что участники предпочли улыбающиеся фотографии Джеймса Дина, иконы стиля и крутости своего времени, который почти всегда позировал как раз без улыбки. Еще один примечательный момент: ученые установили, что люди менее благосклонно относились к бренду, в кампании которого присутствовали исключительно хмурые модели, в сравнении с брендом, модели которого улыбались на камеру.
Впрочем, Калеб Уоррен и его коллеги, Тодд Пеццути (Todd Pezzuti) из Чилийского университета (University of Chile) и Шрути Коули (Shruti Koley) из Техасского университета A&M (Texas A&M University), обнаружили одно исключение из общего правила — конкурентные ситуации.
Когда участникам исследования продемонстрировали двух спортсменов на пресс-конференции, которым предстояло встретиться друг с другом на поединке, они оценивали неэмоционального спортсмена как более сильного и доминирующего, в сравнении со спортсменом, который улыбался. Однако когда контекст изменился, так что о спортсменах стали говорить как о представителях одной сборной во время встречи с болельщиками, улыбчивый спортсмен почти моментально оказался «более крутым».
«Это доказывает, что то, покажетесь вы собеседнику достаточно сильным, классным, симпатичным или нет, может серьезно зависеть от контекста», — заключает Уоррен.
Результаты исследования, пишет PsychCentral, имеют значение не только для рекламодателей, которые стремятся повысить лояльность потребителей к бренду, но и для обычных людей. В частности, Калеб Уоррен надеется, что работа повысит осведомленность общества о том, как мы воспринимаем друг друга. И в социальных сетях, почему нет, станет меньше чрезмерно серьезных фотографий.
Комментарии читателей