Искусство пришло не только к детям в больницу, но и дети пришли в искусство. Это такая дорога с двусторонним движением
Направление арт-терапии для России совсем молодое, оно больше напоминает ребенка, который делает свои первые шаги. Несмотря на то, что само понятие появилось в законе около 20 лет назад, по-настоящему развиваться оно стало в последние несколько лет. Главной аудиторией такой необычной терапией стали дети — с тяжелыми диагнозами, с ментальными расстройствами, юные пациенты наркологических центров.
Один из таких арт-терапевтических проектов – «Потому что ты нужен…». Он был запущен в 2017 году при поддержке правительства Москвы. Его организаторы уверены, что болезнь можно победить не только с помощью лекарств, но и с помощью искусства. Медицина избавит от болезни, но как заполнить пустоту, которая образовалась после нее? И тут на помощь приходят театр, музыка, современное искусство и кино.
Сегодня проект активно развивается и находит возможность помочь детям, жизнь которых омрачила болезнь. Это маленькие пациенты различных медицинских организаций, таких как Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Сухаревой, Центр детской наркологии, Морозовская ДГКБ.
Сейчас арт-терапия состоит из нескольких направлений – это театротерапия, кинотерапия, музеетерапия, дизайнотерапия. На Новый год, например, было решено, что ни один ребенок, лежащий в больнице, не должен остаться без новогоднего праздника. И если дети не могут пойти на праздничные елки, значит, елки должны прийти в больницы. Так за окнами больниц появились Деды Морозы — альпинисты и поздравили детей.
Дорога с двусторонним движением
«Когда мы анализировали, как будет выстраиваться система лечения, а самое главное – реабилитации, мы поняли, что стигм очень много, и в первую очередь стигмы – это стены. Как бы хорошо к детям не относились, все равно это больничные стены, за которые либо им страшно выйти, либо родителям страшно детей отпустить, либо социуму страшно им принять», — рассказывает директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ Давид Мелик-Гусейнов.
«Наша задача была растворить этих детей в обычной среде, помочь им социализироваться. Это такие же дети – ясные, трогательные, добрые. Эта инклюзия удалась благодаря проекту по арт-терапии. Во всем мире существуют подобные практики, мы изучили их и собрали внутри своего проекта. У нас искусство пришло не только к детям в больницу, но и дети пришли в искусство. Это такая дорога с двусторонним движением», – говорит он.
Театры приехали в больницы, в частности, в детскую психиатрическую. Сама идея не нова, есть больничные клоуны, например. Но здесь артисты не просто показали представление, но и рассказали о том, как готовился спектакль, о том, что является кухней театра. И главное — этих детей, которых родители боялись выпускать из дома, повели в театр. И они растворились в социуме, увидели, как ведут себя их сверстники.
Для детей проводят мастер-классы, где рассказывают, например, о музыкальных инструментах, о театральном буфете и о том, как себя вести. «И дети действительно через искусство стали быстрее социализироваться, у них лучше проходит период реабилитации, они полностью уходят в ремиссию или она у них более стойкая», – отмечает Давид Мелик-Гусейнов.
Реформа должна произойти в наших головах
«Двести лет назад психиатрическая больница была учреждением закрытого типа и больше напоминала тюрьму. Общество ограничивало себя от людей, прежде всего, психического спектра. Совсем недавно это было так», – отмечает заместитель директора НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ Ева Печатникова.
«Само понятие «арт-терапия» введено уже около 20 лет назад, и она даже есть в лечебных учреждениях, — продолжает она. — Но обычно это выглядит так – есть кабинет, куда приходят извне люди и занимаются с пациентами с психическими нарушениями музыкой, лепкой, рисованием, даже делают театр. Но это не избавляет людей от стигмы.
Самое важное, что мы поставили в основу нашего проекта – мы захотели выпустить людей из этих тюремных больничных стен и создать условия, чтобы они могли делать все то же самое, что и обычные люди. Например, ходить в театр, музей, библиотеку, гулять в парке. Ходить со своей семьей, а не только группой пациентов и врачом. Самое интересное, что вначале эти люди сами не могли в это поверить, они этого боялись, этого боялись врачи. У нас так получалось, что театры сами заявляли и говорили – мы хотим, мы готовы, мы не боимся. Если у нас кто-то начнет кричать, бегать — ничего страшно, мы займем ребенка. У нас, кстати, ни разу такого не было практически за год.
Нам было очень важно увидеть, что общество начинает менять отношение к пациентам ментального профиля. Это не пустые слова, это основа той реформы, которая идет, и происходить она должна не столько в стенах учреждений, сколько в наших головах», – говорит Ева Печатникова.
Терапевтическая среда
Арт-терапия стала потихоньку охватывать московские театры. Сейчас в этот процесс уже вовлечено шесть театров – это Театриум на Серпуховке, Московский театр кукол, театр Мост, Детский сказочный театр, Геликон-опера. В последний, например, пришли пациенты Детского наркологического центра – дети стали не просто зрителями, а действительно полюбили театр, а театр полюбил их.
«Этот проект дает понять, что искусство действительно необходимо и оно может врачевать», –говорит руководитель театра Геликон-опера Дмитрий Бертман.
«Это не просто когда артисты демонстрируют свои артистические амбиции, а зритель получает удовольствие, а когда искусство может спасти людей. Когда наши артисты или других театров выезжают в онкологические детские отделения, и врачи рассказывают, что после приезда артистов некоторых детей снимают с аппарата, то тогда становится понятен смысл для каждого артиста, который туда приехал.
У нас интересный опыт произошел с пациентами из Центра детской наркологии – потрясающие, светлейшие, талантливые ребята пришли к нам в театр. Никто бы в жизни не поверил, что это наркологически больные ребята. Просто в их жизни что произошло, какой-то сбой, и они попали в эту историю.
Сначала они ходили как зрители. Затем мы проводили им экскурсии, некоторые из ребят стали у нас волонтерить. Мы к ним привязались. Недавно мальчик, который у нас волонтерит, пропал, так у нас всех чуть инфаркт не случился. Мы искали его, больше всего боялись — неужели … Но оказалось, что у него украли телефон, а с ним все в порядке. Мы были счастливы».
«Сопереживать детям с тяжелыми заболеваниями – это понятно, но принять вот этих малолетних наркоманов и алкоголиков, которые порой представляют опасность для общества (у многих из них за плечами есть и уголовные дела) — это совсем другое. «И с появлением такого проекта к ним повернулась удача», – говорит руководитель Центра детской наркологии Вероника Готлиб.
«Когда нас спросили – хотим ли мы ходить в театр, я сказала — да, но тогда мало представляла, что это такое. Поначалу были сомнения по поводу того, как дети отнесутся к этому, тем более, что опера — достаточно сложный вид искусства. Но ничего подобного не произошло. Более того, у нас после спектаклей происходят обсуждения, и я просто поражаюсь, как по-новому дети открываются. Сейчас у нас есть опыт, когда они приходят сюда с родителями. Это тоже важный момент, потому что, как правило, семейные отношения нарушены. Есть дети, у которых родителей нет. Эти дети тянутся в театр больше.
Это действительно удивительное место, которое питает и наполняет. Человеку часто сложно отказаться от наркотиков, потому что непонятно — что дальше. И театр заполняет этот вакуум. Я безумно счастлива, что это место встретилось нам, потому что здесь удивительные люди. Дети на это очень чутко реагируют и ценят. В Геликон приходят просто пообщаться. Здесь сложилась такая терапевтическая среда. С одной стороны, это среда искусства, с другой стороны, это среда людей. И то, что это все сошлось в одном месте. Это потрясающе», – говорит Вероника Готлиб.
«Окна нашего дома»
Недавно пациенты Центра детской наркологии попробовали себя в роли настоящих актеров. При поддержке театра Геликон-опера с участием ребят был снят фильм «Окна нашего дома». В роли актрисы блестяще дебютировала Вероника Готлиб. Также в съемках приняли участие профессиональные актеры – Дмитрий Овчинников, Мария Калинина и Ольга Прокофьева.
«Однажды после спектакля Вероника Готлиб пригласила детей в кафе и спросила, о чем они мечтают. Они ответили, что мечтают поучаствовать в съемках фильма. Недавно мы сняли фильм с ними – они работали как артисты. У них появился смысл в жизни», – отмечает Дмитрий Бертман.
«Когда начались съемки, я не знал, что это за проект. Узнал уже после. Знаете, у меня большего потрясения в жизни не было. Будучи врачом, я знал, что такое направление есть, но я не думал, что окажусь в таком проекте», – вспоминает солист театра Геликон-опера, актер, и еще практикующий врач-психоневролог Дмитрий Овчинников.
«Когда я увидел ребят – я был абсолютно уверен, что это молодые студенты театрального ВУЗа, а Вероника Яковлевна профессиональная актриса. У меня было только одно сожаление, что это были всего три дня съемок. Но когда мы расставались, я видел колоссальную заинтересованность ребят – они знали, какие оперы идут, кто где композитор, какие актеры. Поэтому самое большое мое желание – просто сказать «спасибо», что такие проекты существуют», – говорит он.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Комментарии читателей