После того как мы с мужем около двенадцати лет назад приняли решение об усыновлении, нас еще долго останавливали страхи. Целых семь лет мы боялись самых разных вещей и сами же своих страхов стыдились. Только потом, уже после усыновления и создания клуба «Азбука приемной семьи», в котором мое взаимодействие с приемными родителями стало ежедневным, я начала смотреть на страхи иначе. Как на вещь естественную и даже необходимую. Теперь меня, напротив, пугают кандидаты, которые ничего не боятся и чересчур уверены в себе. Некоторые страхи, как это не странно звучит, могут быть даже полезны. Как правила это опасения, связанные с самими кандидатами.
О типичных страхах приемных родителей рассказывает Диана Машкова, писатель, журналист, основатель клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра».
Страхи, связанные с ребенком
Первая группа страхов будущих усыновителей связана с ребенком. Если бы в нашем обществе было чуть меньше предрассудков и стереотипов в отношении детей-сирот, тогда высокого уровня неконструктивной тревоги удавалось бы избежать. Но дела обстоят именно так – наше общество боится сирот. Слишком сильно въевшееся на уровне подкорки предубеждение, что в детских домах живут только больные дети с «дурной наследственностью». Справляться с предрассудками можно только одним способом – изучить реальное положение дел и получить новые знания.
Генетика
Когда речь заходит о детях-сиротах принято считать, что алкоголизм, наркомания и криминальное поведение передаются по наследству. От матери и отца к ребенку – непременно. Тем временем генетика не работает так прямолинейно. Помимо наследственности громадное значение имеют условия жизни и окружающая среда, которая формирует маленького человека. Да и сама наследственность вещь весьма неоднозначная: что-то достается нам от матери и отца, что-то от прадеда и прабабушки, а что-то и от совсем далеких предков. Как сложится генетический код каждого конкретного человека предугадать нельзя. В нашем фонде «Арифметика добра» нередко выступают генетики, объясняют приемным родителям особенности наследственности. Записи этих лекций всегда можно посмотреть на нашем сайте и при просмотре разобраться с этим самым распространенным страхом.
Здоровье
Далеко не каждая семья готова принять ребенка с особенностями развития и серьезными заболеваниями. Кандидатов пугает ВИЧ, ДЦП, синдром Дауна, умственная отсталость – всего не перечислить. Но на деле в последние 4-5 лет людей, готовых к принятию особых детей, становится все больше. И снова происходит это благодаря знаниям и просвещению. Например, погружаясь в изучение ВИЧ, очень быстро понимаешь, что в быту человек с таким диагнозом не представляет ни для кого опасности. Есть определенные задачи – принимать лекарство в одно и то же время каждый день (препараты предоставляются государством бесплатно) и раз в три месяца сдавать анализы, проходить обследование. Осознав это, люди начинают относиться иначе к самой вероятности усыновления ребенка с ВИЧ. То же касается и знаний в отношении многих других болезней.
Но, кстати, вопреки распространенному мнению, в детских домах есть и совершенно здоровые дети. Чаще всего это подростки, о которых кандидаты задумываются в последнюю очередь. А очень зря – я убедилась в этом лично, приняв в семью двух подростков 13 и 16 лет. И в этом случае ключом к успеху тоже были знания и уровень подготовленности родителей.
Страхи, связанные с собой
Большой пласт опасений – это неуверенность кандидатов в себе, своих эмоциях и своих силах. Перечень таких страхов огромен, в рамках одной статьи перечислить их все невозможно. Поэтому остановимся подробнее лишь на самых частых.
Чужого не полюблю
Есть такая установка в обществе: собственного ребенка любишь по определению, по факту его рождения. А полюбить чужого это уже некая сверхзадача. Не буду скрывать – и меня лично до усыновления посещали такие мысли. Но, к счастью, они хорошо «лечатся» общением с уже состоявшимися приемными родителями. Мне, например, помогла в свое время двухчасовая беседа с Романом Авдеевым, основателем фонда «Арифметика добра» и отцом 17 усыновленных детей. Он сумел простыми словами объяснить, что такого рода опасения исключительно умозрительны. Когда проводишь с ребенком каждый час своей жизни, семь дней в неделю, 365 дней в году он становится родным. Причем, мужчинам, которые чаще чем женщины боятся не полюбить чужого, принять ребенка гораздо легче – у пап в отличие от мам и с кровными детьми нет девяти месяцев физиологической связи. Поскольку перед моими глазами был живой пример отца, искренне любящего своих детей, я перестала тревожиться на эту тему. И действительно, когда дети пришли в семью, привязанность, а следом за ней и любовь возникли – пусть и не сразу, но вполне естественно. Да, этот процесс занял несколько лет, но главное – чувства появились.
Страх не справиться
Это распространенное опасение, у которого могут быть самые разные проявления. Родители могут бояться, что не справятся в материальном плане. Или в моральном. Могут бояться выгореть и потерять силы: не потому, что они слабые, а потому, что воспитывать ребенка, пережившего тяжелые психологические травмы, это порой сверхзадача. Могут бояться собственных неожиданных реакций на ребенка. Много всего.
На мой взгляд, полезно на этапе принятия решения об усыновлении прописать все страхи из этой области на бумаге. И вместе с супругом или близким родственником, который будет помогать в воспитании детей, продумать маршруты выхода из сложных ситуаций. Как зарабатывать больше, если не будет хватать денег? Где именно черпать ресурсы, если закончатся силы? Как заботиться о себе, чтобы справиться морально? И много-много других вопросов, ответы на которые нужно искать заранее. Такая проработка тревог, с построением реальных маршрутов, поможет принять правильное решение и взять на себя только ту задачу, которая по силам.
Чего на самом деле стоит бояться
На мой взгляд, стоит опасаться собственного бесстрашия. Почему меня пугают кандидаты, которые не думают ни о каких трудностях, связанных с принятием в семью детей? По одной простой причине – в таком бесстрашии кроется недостаток рефлексии.
Основная сложность усыновления состоит в том, что мы не можем заранее предугадать, с чем именно столкнемся. Ребенок может проявлять себя очень по-разному, особенно на этапе адаптации. Мы сами от усталости и нервного истощения можем реагировать на новые условия жизни так, как от себя не ожидали, не могли представить ни в каком страшном сне. Так кандидатам в приемные родители точно следует опасаться чрезмерной самоуверенности. Она помешает погрузиться в новые знания о детях-сиротах, «на берегу» разобраться с особенностями адаптации и последствиями психологических травм детей, внимательно изучить опыт других людей, уже прошедших путь принятия ребенка.
И второе, чего стоит избегать – это полной изоляции, уверенности, что со всеми проблемами семья должна и может справляться сама. Не должна и не всегда может. Как раз наоборот: важно представить себе возможные трудности заранее и подумать, к кому именно можно будет обратиться за помощью. Во-первых, хорошо еще до принятия ребенка заручиться поддержкой лояльно настроенных родственников и друзей. Во-вторых, войти в сообщество приемных родителей. И в-третьих, понять, в какой именно фонд или другую помогающую организацию можно будет обратиться за помощью психолога, детских специалистов, врачей и многим другим. К сожалению, мы не можем предугадать, какая именно помощь понадобится нам и нашему ребенку, но подготовиться к разным потребностям и неожиданностям должны.
В ситуации, когда семья берет на себя такую большую ответственность – за жизнь, здоровье и развитие ребенка-сироты – нельзя оставаться один на один со всеми трудностями. А ведь они точно будут. И в этом случае совсем не стыдно искать помощи и желать «подстелить соломы». Напротив, осознанные и мудрые родители заранее продумывают возможные сценарии развития событий и ищут поддержки.
Комментарии читателей