Уход за лежачими и маломобильными пациентами является насущной проблемой при заболеваниях, сопровождающихся деменцией. Все осложняется тем, что к больным с деменцией требуются особый подход. Многие пациенты в силу утраты когнитивных функций не могут объяснить, чего они хотят, где болит. В итоге из-за неправильного обращения возникают травмы у пациентов, подорванное здоровье и моральное истощение самих родственников.
При этом, есть специальные техники и способы, которые могут существенно облегчить жизнь таким семьям. Пока мест, где можно было бы получить подобные знания – единицы, мало и специалистов, разбирающихся в этом вопросе, а вот запрос от родственников большой.
Именно поэтому Фонд «Альцрус» (оказывает системную помощь пожилым людям с деменцией) и Междисциплинарный центр реабилитации (МЦР) решили организовать специальный курс для родственников, которые ухаживают за маломобильными и лежачими пожилыми людьми с деменцией. Занятия уже намечены на 24 ноября.
Родственники истощены
В России мало возможностей для родственников научиться уходу за лежачими больными или за теми, кто пользуется инвалидными колясками, не говоря уже о пожилых с деменцией и болезнью Альцгеймера, говорит президент Фонда «Альцрус» Александра Щеткина.
«Есть онлайн-материалы, видео-курсы, но специальных школ, где могли бы наглядно продемонстрировать эти техники (например, как пересадить пациента, как поменять подгузник и т д), почти нет. Онлайн-курсы все равно не могут дать полного погружения в тему.
Мы проводим регулярно «Школы заботы» где рассказываем о болезни Альцгеймера, лекарствах и уходу в целом. Многие родственники не сдерживают слез – они вымотаны и истощены эмоционально.
Особенно трудно тем, кто ухаживает за близкими, которые пользуются инвалидными креслами или находятся в уже лежачем состоянии. Родственники говорят, что устали, сорвана спина, болят руки. Все из-за того, что мало кто знает, как правильно вести уход», – отмечает Александра Щеткина.
Остро ощущается и дефицит врачей, которые бы разбирались в этом вопросе, продолжает она. Поэтому необходимо воспитывать специалистов, которые могли обучить родственников специальным техникам, и конечно же, разбирались бы в этом сами. Как вариант – специальные школы при поликлиниках.
«К примеру, если пациенту ставят диагноз «астма», то его отправляют на астма-школу, где обучают, как жить с этим заболеванием. То же самое с диабетом. Аналогичные школы можно сделать и для пациентов с деменцией и их родственников. Это бы облегчило уход», – добавляет президент Фонда «Альцрус».
Используй или потеряешь
Сам уход за маломобильными и лежачими пациентами призван облегчить и улучшить качество жизни больного. Но такой уход невозможен без обучения родственников определенным навыкам и техникам. Это очень важная составляющая, соглашается руководитель направления двигательной реабилитации Междисциплинарный центр реабилитации Максим Никитин.
«Реабилитация проводится определенное время и стоит немалых денег. Процедуры могут длиться два-три часа, все остальное время пациент либо один, либо с родственниками и ухаживающим персоналом. Поэтому необходимо обучать родственников правильному и безопасному уходу, разбираться в этом должен и медперсонал, который окружает такого пациента.
Если мы говорим о пожилых и дементных пациентах, то здесь свои нюансы и особенности. У таких пациентов другое восприятие мира. Поэтому при таком уходе важны то, как мы говорим с пациентом, как общаемся. Неверно сказанное слово может привести к обидам и недопониманию, и качество его жизни будет страдать. Наша цель научить родственников уходу, адаптировать пространство. Это поможет уменьшить травматизацию (и пациентов, и родственников) и улучшит качество жизни всех», – говорит Максим Никитин.
Самая распространенная и критичная ошибка, по мнению доктора, состоит в том, что родственники хотят все делать за пациента сами. Получается, что больной не использует свое тело, не тренирует его, и по сути утрачивает способности двигаться.
«Есть такая поговорка: «используй или потеряешь». В данной ситуации она как нельзя применима. Например, родственники куда-то спешат, и делают все за больного: не помогают ему пересесть, прорабатывая каждый элемент, а просто сами пересаживают.
Поэтому некоторые пациенты могут быть немобильными, просто потому что они не умеют пользоваться своим телом или их кроватное пространство не адаптировано к этому», – отмечает он.
Второй момент – родственники неправильно перемещают своего близкого. В итоге надрывают спины, и травмируют больного – например, при перемещении могут резко дернуть за руку. Одна ситуация – когда человека пересаживают, как манекен. Другая – когда он участвует в этом процессе, помогает. Разумеется, во втором варианте качество жизни будет лучше. Мы учим родственников идти по второму пути.
Для этого существуют специальные техники. Например, как правильно пересадить, во-первых, соблюдая механику тела того, кто его пересаживает, во-вторых, не травмируя пациента (не тянуть за руку, если поворачиваем набок, следить, чтобы у пациента не было боли в спине). Существуют специальные рекомендации, как кормить пациента, как совершать личную гигиену, обработать пролежни. Все это мы покажем и расскажем на школе, рассказывает Максим Никитин.
Рекомендации и советы доктора
Первое, на что я рекомендую обратить внимание – это кровать. Большинство трудностей с перемещением возникают из-за того, что кровать не оборудована, и не подходит для пациента.
Важна высота кровати: когда пациент сидит, уровень тазобедренного сустава должен быть чуть выше коленного сустава, чтобы пациент не был сильно завален назад. Если пациент будет сидеть в «ямочке», то ему будет сложнее встать.
Кроме этого, кровать можно оборудовать специальными поручнями, которые будут служить поддержкой при вставании. Чтобы пациент не скатился с кровати, можно использовать специальные кровати по типу манежа (как у детей) с поднимающимися стенками. Лучше всего если подлокотники у кровати будут съемными, это позволит легче пересаживаться с коляски на кровать. Например, на кровати можно будет подъехать на инвалидном кресле с любой стороны, поднять подлокотник и переместиться на кровать.
При пересаживании с кровати в инвалидную коляску, и наоборот, нужно использовать более сильную сторону (у кого-то правая, у кого-то левая). То есть, человек пересаживает с той стороны, которая у него доминантная.
Например, как пересесть с кровати в кресло. Мы просим пациента сдвинуться на край кровати (развернувшись сильной стороной), либо передвигаем его сами. После это мы должны зафиксировать ноги пациента. Они должны находиться не очень далеко и не очень близко к кровати: примерно на расстоянии 10 сантиметров, и ровно расставлены. Это самое удобное биомеханическое положение. После это пациент одной рукой может ухватиться за кровать, и мы аккуратно помогаем ему встать и пересадить.
Если пациент не в состоянии ухватиться, можно использовать специальный пояс (надевается на пациента, есть специальная ручка, за которую мы будем поднимать таз пациента). Когда мы его используем, мы затрачиваем меньше силы. Если мы поднимаем пациента, обхватывая за подмышки (что распространено) – это тяжелее и пациенту, и самому ухаживающему.
Еще один совет. Если мы наклоним пациента вперед, то нам будет легче перенести его на кровать, потому что большая часть тела будет балансировать впереди. Ради примера можете сесть на стул и облокотиться назад, то вас будет очень трудно перенести. Если вы, наоборот, откинетесь вперед, передвижение сделать будет проще.
При перемещениях мы должны учитывать уровень деменции: понимает нас пациент или нет. Если нет, то мы можем применять мануальный захват. С помощью своих рук мы направляем пациента (как ребенка). Если пациент понимает, то мы нужно использовать определенный алгоритм, который должен повторять больной: шаг за шагом (важно прорабатывать каждое движение, не спешить, дать возможность пациенту самому проделывать движения), можно использовать картинки.
Очень важно уметь правильно поднимать маломобильного пациента с пола. Обычно, когда больной падает, то у всех начинается паника, люди пытаются поднять его вдесятером. На самом деле, при правильной технике поднять с пола человека смогут и два человека (независимо от комплекции больного). Самое главное, с чего стоит начать – это успокоиться. Я могу рассказать вкратце эту технику, но все же рекомендую сначала проделать ее со специалистом (на школе мы будем показывать, как это сделать). Положите человека на спину, согните его ноги. Один человек встает за спиной, обхватывает пациента за грудную клетку. Руки у пациента скрещены. Второй человек поддерживает колени, тянет их немного на себя, и он же поднимает пациента.
Помимо этого, для лежачего и маломобильного пациента важны упражнения, они могут быть элементарными, но главное выполнять их ежедневно. Это могут быть дыхательные упражнения «вдох-выдох» или можно надувать воздушные шарики. Также пациент должен активно шевелить ногами и руками (если возможно), например, можно сжимать-разжимать пальцы рук. Такие движения помогут тренировать сердечно-сосудистую систему.
Если пациент полностью неподвижен, то ему необходима суставная гимнастика – каждый сустав в анатомическом диапазоне сгибается по 10 раз (проделывает ее либо специалист, либо родственник). Кроме этого, больного нужно каждые два часа мы должны поворачивать с одного бока на другой.
Я смогу лишь дать некоторые рекомендации правильного ухода за лежачими и маломобильными пациентами с деменцией, потому что в большинстве своем эти техники требует демонстрации на практике. Объяснить словами их порой непросто, можно неправильно понять, и что еще хуже – навредить и себе, и близкому. Поэтому лучше прийти и увидеть все собственными глазами на занятиях.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Комментарии читателей