Личный опыт: трансплантация костного мозга сделала нас роднее

0

Трансплантация костного мозга — процедура пересадки кроветворных стволовых клеток, которая часто бывает необходима для лечения тяжелых заболеваний кровеносной системы.

Пересадка бывает аутологичной, при которой для трансплантации берут собственные клетки пациента. Взятые и замороженные перед, например, тяжелой химиотерапией клетки, после процедуры вновь вводят пациенту. Другая, более опасная и сложная – аллогенная трансплантация, для проведения которой необходимы донорские клетки костного мозга. Необходимость в проведении такой процедуры возникает при лейкозе, наследственных заболеваниях крови, первичных иммунодефицитах. Важнейшим для проведения трансплантации является совместимость HLA-фенотипов донора и реципиента. Это помогает снизить риск развития тяжелейшего осложнения — конфликта между донорским материалом и организмом больного, реакции, которую называют «трансплантат против хозяина».

Поиск подходящего донора — серьезная проблема. Велика вероятность, что таким донором станет брат или сестра заболевшего, однако гораздо чаще встречаются случаи, когда поиск ведется среди неродственных доноров — тех, кто согласился стать потенциальным донором и сдал образцы крови для типирования, пополнив регистр доноров костного мозга.

Вместе с фондом «Подари жизнь» в рамках запущенного фондом проекта «Родная кровь» мы рассказываем истории братьев и сестер, которые после трансплантации костного мозга стали еще более родными людьми, чем прежде.

Анна и Кристина Тарасовы

В 16 лет у Кристины диагностировали апластическую анемию. В родном Курске поставить диагноз смогли не сразу: сначала подозревали гепатит, потом — аутоиммунное заболевание. После того, как идентифицировать болезнь все-таки смогли, врачи порекомендовали семье Тарасовых ехать в Москву.

Анна и Кристина. Фото предоставлено фондом «Подари жизнь»

«Помню, что когда мы только приехали, мне сказали, что надо постричься, вернее, даже побриться, чтобы волос на голове не было. Мне ведь должны были делать очень сильную химиотерапию перед пересадкой. А у меня шок: как это побриться? А как же волосы? Я даже спрашивала у врачей, может ли так случиться, что они все-таки не выпадут. Кто-то сказал, что иногда так бывает. И я вцепилась в эту возможность, решила просто постричься покороче, сделала каре. Но чуда не произошло: волосы стали выпадать. Я проснулась однажды, а вся подушка в волосах. Это было так ужасно. Дождалась, пока придет Аня (а бриться мне уже было нельзя — вдруг порежешься, инфекция), дала ей ножницы, и она кое-как ими выстригала мне какие-то клоки», — вспоминает Кристина.

Кристине повезло — донором для нее стала родная сестра Анна. Несмотря на то, что HLA-фенотипы совпали, после пересадки у Кристины возникло осложнение — реакция трансплантат против хозяина, самое серьезное из возможных осложнений.

«Мы спрашивали, почему так происходит, и нам все объясняли. Возможно, у Ани взяли чуть меньше клеток, чем мне нужно было. Кроме того, мы же разные, даже если совпали на 100%».

Девушке пришлось задержаться в больнице на несколько месяцев — за одним осложнением пришло другое, но в конечном счете период реабилитации завершился, Кристину выписали домой. На этом, к сожалению, история не закончилась — из-за приема лекарств, которые необходимы после трансплантации, у девушки начали болеть суставы. Врачи объяснили, что прием гормонов привел к развитию некроза тазобедренных суставов.

Для того, чтобы не сесть в инвалидное кресло, продолжать жить полноценной жизнью, Кристине потребовалась еще одна операция — речь шла об эндопротезировании, но врачи провели пересадку собственной костной ткани. Средства на проведение операции помог собрать фонд «Подари жизнь». Кристина восстановилась — через несколько лет забеременела, родила сына, а потом дочь.

«После операции мы стали еще ближе, теплее или теснее… Каждый день звоним друг другу. Просто чтобы узнать, как дела. Буквально трехсекундный разговор, главное — услышать друг друга», — говорит Анна.

Оксана и Антон Соболевские

Антон старше Оксаны на 9 лет. Оксане было всего 4 года, когда она заболела. Врачи диагностировали острый лимфобластный лейкоз.

Оксана лежала в Российской детской клинической больнице с мамой, а Антон с папой регулярно навещали их, привозя продукты. Все, и взрослые, и сам Антон, который тогда был подростком, были напуганы. «Оксане долго не могли поставить диагноз, мы переживали, ситуация выглядела непредсказуемой, и найти выход из нее никак не получалось», – рассказывает он.

Оксана и Антон. Фото предоставлено фондом «Подари жизнь»

Лечение – химиотерапия, к счастью, помогло. Оно завершилось в 2001 году и Оксану выписали домой. Она подросла и пошла в школу.

Однажды мама заметила у дочери увеличенные лимфоузлы — девочку показали врачам. Оказалось, что болезнь вернулась, в 2003 году врачи диагностировали рецидив. Лечение возобновили, проводили химиотерапию, облучение.

Вскоре стало ясно, что без трансплантации костного мозга не обойтись. Родители в качестве доноров не подошли, а вот с Антоном HLA-фенотипы совпали на все 100%. Это было настоящей удачей, ведь времени на поиск донора в зарубежных регистрах не оставалось.

«Я понимал, что у нас появился реальный шанс помочь Оксане выздороветь. Уже было за что зацепиться. Помню, что очень волновался, когда пошел на забор стволовых клеток.  Рядом со мной сидел отец, ситуацию контролировали врачи. В этом смысле все было, конечно, совершенно безопасно. Длилась процедура часа полтора. А потом я встал, сделал шаг и упал: потерял сознание. Вот такой был эмоциональный накал», — говорит Антон.

То, что донором стал именно Антон, Оксана называет настоящим чудом.  Она объясняет, что после пересадки словно начала жить заново. Сейчас она уже студентка — учится, а еще волонтерит в фонде «Подари жизнь». Антон же считает, что после трансплантацией они стали еще роднее: «У нас один и тот же знак зодиака: Близнецы. Дни рождения рядом: май и июнь. Кровь одна, теперь еще и костный мозг».

Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

3000

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: