Экспертное мнение: что такое ответственное самолечение

1

24 июля в России впервые прошел День ответственного самолечения. Эта дата (24.07) была выбрана неслучайно и указывает на то, что заботиться о здоровье нужно 24 часа 7 дней в неделю. Все мы знаем о важности юридических, компьютерных и финансовых знаний, однако не стоит забывать и о знаниях в медицинской сфере. Незадолго до Дня ответственного самолечения в соцсетях и средствах массовой информации была запущена информационно-просветительская кампания «Лечусь грамотно», которая направлена на повышение медицинской грамотности россиян.

О том, что такое медицинская грамотность и как можно ее повышать, редакция Вести.Медицина поговорила с Еленой Викторовной Неволиной, исполнительным директором НП «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата».

Что такое ответственное самолечение?

Ответственное самолечение – это осознанное решение о применении лекарственного препарата с целью снять определенные симптомы. В данном случае речь идет о легких не периодичных недомоганиях, например, простудных заболеваниях или головной боли. При ответственном самолечении человек сможет самостоятельно оценить своё состояние и справиться с заболеванием.

Какие мифы о здоровье и лечении особенно распространены среди россиян?

Всё зависит от физического состояния самого человека. Некоторые люди обычный насморк воспринимают как серьезный симптом. Правильнее будет сказать, что в России распространены не столько мифы, сколько  безответственное отношение к своему здоровью.

Зачастую, имея какой-либо симптом на протяжении длительного времени (например, постоянные головные боли или боли в животе),  человек не определяет его как серьезное заболевание, и лечит с помощью симптоматических средств. Такой подход к собственному здоровью можно охарактеризовать как безответственное самолечение.

Почему важно повышать медицинскую грамотность населения: как это может повлиять на самого человека, его семью, все общество в целом? 

Во-первых, повышение медицинской грамотности повлияет на мнительных граждан, которые любое легкое недомогание расценивают как хроническое заболевание. Такие пациенты могут ввести себя в состояние депрессии, что объективно ухудшает их здоровье. Причиной может стать и паника, когда человек даже незначительный симптом расценивает как серьезный недуг.

В то же время, при часто повторяющихся симптомах медицинская грамотность позволит понимать, когда можно помочь себе самостоятельно, а в каких случаях лучше обратиться к врачу. В данном вопросе большая роль отводится фармацевтическому работнику и сопутствующей фармацевтической консультации, которую он должен оказывать при отпуске безрецептурных лекарственных препаратов. Фармацевту важно понимать, для кого предназначено лекарство. Если препарат приобретается самим больным, то, во-первых, необходимо выяснить, был ли у него опыт применения данного средства.

Во-вторых, указать, что, в случае проявления симптома после трехдневного применения обезболивающего, необходимо обратиться к врачу. И, в-третьих, акцентировать внимание пациента на тех симптомах, которые косвенно свидетельствуют о наличии хронического заболевания.

Какие есть способы повышения медицинской грамотности? Перенимает ли Россия западный опыт или идет своим путем?

Я бы сказала, что у России свой путь. По утрам практически на каждом канале идут программы о здоровье. Просматривая их, можно заметить, что врачи дают совершенно противоречивые сведения. Самое неприятное, что многие из них нивелируют роль фармацевтического работника. Однако нужно понимать, что фармацевт – это специалист, который учился правильно продавать лекарственные препараты в течение пяти лет, и фармацевтическое консультирование является неотъемлемой частью данного процесса.

На сегодняшний день профессиональное сообщество уделяет пристальное внимание правильному фармацевтическому консультированию при отпуске лекарственного препарата. Для людей важно не только смотреть программы, которые идут по телевидению, но и прислушиваться к мнению специалиста в аптеке. Стоит понимать, что продажа самого дорогого препарата не является основной задачей фармацевтического работника, так как работник аптеки понимает ответственность, которая на нем лежит.

К основным его задачам можно отнести предоставление полной информации о лекарственном препарате и его сравнительных  характеристиках, а также выявление опасных симптомов, которые требуют обязательного обращения  к специалисту.

Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Аватар
    Vlad

    Вопросы рецептурного и безрецептурного отпуска являются актуальными в обеспечении безопасности обращения лекарственных препаратов. В настоящее время в РФ отсутствует четкое определение безрецептурных лекарственных препаратов, что приводит к проблемам при отпуске и консультировании больных. Целью настоящего обзора является анализ современных подходов к присвоению лекарственным препаратам статуса безрецептурных и работы специалистов аптек по отпуску таких препаратов для обеспечения безопасности использования.

    11.09.2018 в 22:14

Добавить комментарий

3000

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: