4 детских синдрома (и один родительский феномен), которые важно знать

0

Тема отцов и детей занимает не только литераторов со времен Ивана Сергеевича Тургенева, но и ученых.

Несмотря на то, что психика была и остается одной из самых сложных тем для изучения по причине множества этических моментов, с ней работают все больше. Вероятно, понимая значимость детско-родительских отношений для ментального здоровья как взрослого, так и — особенно — ребенка, который обязательно перенесет накопленный в детстве опыт социального взаимодействия и поведенческие паттерны в свою взрослую жизнь.

В этом материале — пять состояний, о которых полезно знать всем.

Синдром среднего ребенка

Исследования показывают, что старшие дети и правда умнее своих младших братьев и сестер. В то же время младшие дети, как правило, более уверены в себе, социально и творчески ориентированы. Об этом почти сто лет назад говорил психиатр Альфред Адлер, автор теории порядка рождения, отмечая, что “порядковый номер” ребенка в семье напрямую влияет на качества его личности.

Да, старшие дети рано взрослеют. И да, младшие дольше остаются капризными, потому что все остальные им это позволяют. Тем не менее, сложнее всего приходится среднему ребенку, у которого нет ответственности и, скажем так, “взрослости” старшего, но нет и привилегий и “очаровательности” младшего. Он чувствует себя как бы исключенным из семьи, поскольку, как ему кажется, не имеет в ней четкой роли.

Справедливости ради, некоторые эксперты полагают, что хотя средние дети менее привязаны к родителям, они больше привязаны к друзьям, так что с социальными навыками у них все в порядке.

Феномен Сидиса

Хотя Борис Сидис, эмигрировавший из царской России вместе со своей женой Сарой, не вошел в четверку педагогов (Дьюи, Кершенштейнер, Монтессори, Макаренко), определивших, по мысли ЮНЕСКО, способ педагогического и воспитательного мышления в 20 веке, в 1910 году он пропагандировал свои методы воспитания детей, и весьма успешно. Причина — его сын Джеймс, который тогда считался самым умным человеком из всех, кто когда-либо жил.

Родившегося в Бостоне в 1898 году Уильяма Джеймса Сидиса называли не иначе, как вундеркиндом. Коэффициент интеллекта мальчика оценивался на 50-100 пунктов выше, чем у Альберта Эйнштейна, уже в два года он читал New York Times, а к шести годам — знал английский, немецкий, латинский, французский, русский, иврит, турецкий и армянский.

Все это привело к тому, что в 11 лет он поступил в Гарвард, став самым юным его студентом. Приняли его туда, кстати, в 9 лет, но предложили подождать два года, мотивировав решение эмоциональной незрелостью будущего студента.

А что случилось дальше? То, что и называется в психологии “феноменом Сидиса”. “Он стал именем семьи, но ненавидел это”, — писала его биограф Эми Уоллес.

Стремясь скрыться от внимания общественности и прессы, которая в отсутствии успехов была к нему беспощадна, Уильям Джеймс Сидис все-таки написал несколько книг (совершенно заурядных, по мнению критиков) под вымышленными именами. В 1944 году Сидис умер от кровоизлияния в мозг. Ему было всего 46 лет, и он, предполагается, знал уже 200 языков, один из которых придумал сам.

Однако из гениального ребенка Сидис так и не стал гениальным взрослым.

Синдром маленького императора

В 2017 году ученые из Юго-Западного университета в Китае решили проверить, так ли сильно единственные дети отличаются от сверстников, которые росли вместе с братьями и сестрами.

Анализ данных показал, что в интеллектуальном развитии разницы не было, однако единственные дети по большей части оказались креативнее, в то время как их доброжелательность по отношению к другим оставляла желать лучшего. В худшем из сценариев отсутствие доброжелательности, сопереживания и эмпатии, говорят психологи, может привести к развитию синдрома маленького императора.

Термин, придуманный в Китае после введения политики “одна семья — один ребенок”, обозначает ребенка, получающего избыточное внимание от своих мамы и папы, бабушек и дедушек, а потому чувствующего вседозволенность.

Специалисты подчеркивают, что маленький император — это скорее городское явление, которое объясняется, в числе прочего, ростом качества жизни китайских семей. С большой долей вероятности это происходит под влиянием компенсаторного синдрома, когда родители пытаются дать ребенку то, чего не получили в детстве сами.

Феномен “китайской мамы”

Еще один феномен родом из Китая, также известный как “мать-тигрица”, был придуман Эми Чуа — преподавателем права из Йельского университета и матерью двоих дочерей, в 2011 году выпустившей книгу “Боевой гимн матери-тигрицы” (Battle Hymn of the Tiger Mother).

Речь идет об очень строгом, максимально жестком и авторитарном стиле воспитания ребенка, который помогает ему становиться все лучше и добиваться успехов в будущем. Чуа подчеркивает, что хотя “европейские родители” тоже могут быть очень разными, этот стиль воспитания характерен для Азии, причем для восточной ее части.

“Даже когда западные родители думают, что они строгие, они обычно не приближаются к тому, чтобы стать “китайскими матерями”. Мои западные друзья, например, заставляют своих детей заниматься музыкой по 30-60 минут в день. Но для “китайской мамы” час — это слишком легко. Два или три часа — вот когда воспитание и правда становится жестким”, — объясняет Эми Чуа в одном из своих многочисленных интервью.

И если вы подумали, что методы “китайской мамы” часто подвергаются критике, то вы совершенно правы. Специалисты в основном порицают Чуа за то, что подход как минимум вредит эмоциональному благополучию ребенка, а как максимум — становится причиной серьезных психологических проблем вплоть до склонности к суициду.

Безусловно, вопрос дискуссионный, но ряд исследователей все-таки связывают высокий уровень самоубийств в Восточной Азии с жестким стилем воспитания.

Синдром самозванца у детей

Термин “синдром самозванца” был придуман в 1978 году Паулиной Клэнс и Сюзанной Аймс, которые написали об этом в контексте успешных женщин, полагающих, что они не заслуживают собственных успехов, а окружающие явно переоценивают их. Современным ученым хорошо известно, что синдром самозванца характерен как для мужчин, так и для женщин — с той лишь разницей, что проявляется он несколько по-разному.

Об этом почти не говорят, но, тем не менее, синдром самозванца может возникать у детей и подростков. Чаще прочего это происходит в семьях с сильным перекосом в сторону одного ребенка. Причем, синдром самозванца может развиться как у того, кого считали бесконечно одаренным, так и у того, чьи достижения, напротив, всегда преуменьшали.

Во втором случае ребенок, даже если у него начнет что-то получаться, вряд ли сможет поверить, что он действительно заслуживает похвал и бонусов.

Оценка: 1Оценка: 2Оценка: 3Оценка: 4Оценка: 5
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

3000

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: