В определенный момент видео с выдавливанием прыщей, избавлением от угрей и прочими малоприятными косметическими процедурами стали настоящей сенсацией в сети. И даже если вы ни разу не зависали на YouTube-канале дерматолога Сандры Ли (Sandra Lee), больше известной как Dr. Pimple Popper, вы наверняка о нем слышали. Не слышали? В любом случае, о популярности подобных видео красноречиво свидетельствуют 3,2 миллиона подписчиков интернет-доктора. Вопрос в том, почему нас увлекает подобный — очевидно, весьма отвратительный — контент?
У доктора Ли есть на этот счет своя теория. «Я думаю, что просмотр таких видео похож на просмотр ужастика или катание на американских горках, — говорит она в интервью Refinery29. — Вы получаете прилив адреналина, но, так как это происходит не с вами, то вы, к тому же, чувствуете эйфорию». С ней соглашается Дэн Келли (Dan Kelly), профессор философии из Университета Пердью (Purdue University), отмечая, впрочем, что между этими вещами есть небольшая разница. И если в случае с хоррорами мы имеем дело со страхом, то в случае с видео о выдавливании прыщей — с отвращением.
«Отвращение — уникальная человеческая эмоция, которая необходима нам для защиты от разного рода опасностей. Известно, что есть два основных вида отвращения: первый нужен для того, чтобы защититься от отравленной или потенциально ядовитой еды, второй — чтобы не дать организму заболеть каким-то другим способом», — говорит Келли в интервью Live Science. Иными словами, если мы видим больного человека, у которого течет из носа, нам вряд ли понравится такая картина. И это отвратительно для нас, поскольку физические жидкости являются довольно мощными переносчиками болезней.
«Заметные прыщи — история из той же серии, — продолжает Келли. — И, очевидно, что если они появились, значит что-то в организме идет не так». И вы имеете полное право считать их отвратительными. Просто потому, что таким образом мозг пытается предупредить вас о возможной опасности.
Но именно из-за этих потенциальных рисков возникает странное явление: когда люди видят что-то отвратительное, они хотят поделиться этим. Скорее всего, у такого поведения есть биологическое объяснение. Если отвращение — реакция на опасность, то желание поделиться чем-то отвратительным — это способ передачи информации о потенциальных опасностях окружающим. В пользу этой теории говорит и то, что в ходе исследования на тему, проведенного в 2001 году в Стэнфордском университете (Stanford University), удалось доказать, что городские легенды тем шире распространялись в сети, чем более отвратительными они были.
Таким образом, невероятная привлекательность роликов, связанных с прыщами, может быть результатом биологических импульсов: сначала видео привлекает наше внимание из-за отвращения к тому, что в нем происходит, затем мы испытываем мощную эмоциональную реакцию по поводу, а после — делимся им с друзьями, потому что не можем устоять.
«Социальные медиа подкидывают дров в костер, потому что теперь, чтобы поделиться чем-то подобным, достаточно сделать репост у себя на странице», — добавляет Келли. Что касается роликов Сандры Ли, то, как полагает доцент кафедры психиатрии Mount Sinai Hospital Хитер Берлин (Heather Berlin), здесь теория об отвращении сочетается с выбросом в кровь здоровой порции дофамина. При чем здесь это? Многие исследования показывают, что видео, в которых демонстрируется, как из чего-то ужасного делают что-то прекрасное, доставляет нам неподдельное удовольствие.
Комментарии читателей