Мир таков, что нас окружают люди, которые не только хотят нами манипулировать, но и специально учатся это делать. Для обучению манипулированию (управлению) другими людьми есть множество курсов, тренингов, книг. Нами хотят управлять продавцы, СМИ, государство, родители, дети, коллеги. О том, как противостоять манипуляциям, рассказывает клинический психолог, писатель и ведущий телеканала «Доктор» Михаил Хорс.
Можем ли мы противопоставить что-то этому катку? Конечно, да! Для этого, как минимум, надо избавиться от розовых очков и признать, что мы живем в мире, где любой человек может попытаться заставить нас делать что-то, что выгодно ему, а не нам. Когда я обсуждаю это со своими клиентами, обязательно найдется кто-то, кто грустно вздохнет, дескать: «Как страшно стало жить! Раньше было по-другому». Нет, не страшно. Это обычно. Так было всегда и бояться мира не стоит. Лучше принять его таким, какой он есть и заняться своей защитой от манипуляций.
Важно понимать, что все манипулятивные приемы строятся на искажении реальности, на лжи. Манипулятор подает ситуацию не такой, какая она есть. Его цель – повлиять на ваше эмоциональное состояние. А уже эмоции заставят нас делать то, что нужно этому человеку. Вот несколько приемов, которые используются манипуляторами осознанно или в результате полученного воспитания.
Манипуляция через долженствование
В рамках этого приема нам говорят, что мы обязательно должны что-то попробовать, купить, сделать или, наоборот, не сделать. Что другого пути и других возможностей у нас нет.
Например: «Ты просто обязан иметь эту вещь в своем гардеробе!/Ты не должен это покупать ни в коем случае!» Что чувствует человек, перед которым в один момент закрылись все двери кроме одной? Он заходит в эту дверь, даже если туда не хочет, потому что возникает эмоциональное ощущение загнанности.
Для противодействия такой манипуляции достаточно задать вопрос «почему?» «Почему я именно обязан иметь эту вещь в своем гардеробе? Почему у меня нет других возможностей? Что я могу сделать еще? Кроме того, что я обязан сделать с точки зрения манипулятора?» Начав об этом думать, мы возвращаемся в многовариантное поле возможностей и можем ими пользоваться.
Манипуляция через обобщение
В рамках этого приема манипулятор объединяет людей и объекты в группы по своему усмотрению, создавая у нас ощущение общности с кем-то или наоборот ощущение одиночества.
Например: «У всех это есть/Никто такое не носит». Для защиты от такой манипуляции можно спросить: «А ты точно у всех спросил?»
Мы сами себе напоминаем, что люди разные и поступают они по-разному – не бывает все и всегда одинаковым! Так мы выходим из искусственного объединения с другими людьми, которое создал для нас манипулятор.
Манипуляция через абсолютизацию оценки
Используя этот способ, манипулятор навешивает штампы и суждения, которые нужны именно ему, создавая у нас положительную или отрицательную эмоцию о предмете, человеке или действии. Например: «Это действительно хорошая вещь/Эта вещь плохого качества».
Надо понимать, что слова хорошо/плохо, много/мало, сильно/слабо – абсолютизированные оценки, которые не привязаны к какой-либо точке отсчета.
Принимая эти оценки, мы вовлекаемся в систему оценок манипулятора. Для защиты от этого приема необходимо дать оценке точку отсчета, сделать ее относительной. Можно спросить манипулятора – с чьей именно точки зрения эта вещь хороша? Почему эта точка зрения правильна? По сравнению с чем эта вещь плохого качества? С чем сравниваем?
Что делать?
Помните, что неконтролируемые эмоции и переживания помогают манипуляторам вами управлять. Поэтому прежде чем совершить какой-то поступок, задавайте себе два вопроса:
- Почему я хочу это сделать, какие причины у моего поступка?
- Зачем я хочу это сделать, какие у меня цели?
Ответы на эти вопросы помогут вам остановиться, взять эмоции под контроль и совершить поступок с холодной головой. Откажитесь от действий, если вы не можете ответить на хотя бы один из этих вопросов. Так вы сможете лучше управлять своей жизнью и добиваться больших успехов!
Комментарии читателей