Говорить комплименты всегда приятно, но что насчет комплиментов, сказанных вам? Согласны, иногда они заставляют нас чувствовать себя неловко, а порой настолько, что хочется тут же разубедить собеседника в справедливости произнесенной фразы. Психологи убеждены: если в ответ на приятную фразу вы не говорите «спасибо», но приводите контраргументы, это говорит о заниженной самооценке и нарушениях психологического здоровья.
В этом материале мы расскажем о том, почему важно научиться принимать комплименты, и приведем сразу четыре варианта ответа на них, за которые вы точно получили бы «неуд».
«Неспособность принять комплимент указывает на то, что вам не хватает уверенности в себе или же вы чувствуете внутри себя дисбаланс и немотивированную тревогу, — говорит доктор философии Джейн Грир в интервью Prevention.com. — Это означает, что вы не можете увидеть свои положительные стороны, будь то новая прическа, платье или таланты и сильные стороны».
Отрицая собственное превосходство в данный момент времени, вы, во-первых, посылаете себе самоуничижительный сигнал, а, во-вторых, обесцениваете полученное сообщение. Вам может казаться иначе, но на самом деле отказ от комплиментов снижает и ослабляет вашу самооценку, что в той или иной степени сказывается на всех сферах вашей деятельности.
«Ой, это все стилист/фильтры/коллеги»
Когда друг говорит о том, как здорово сегодня выглядят ваши волосы, вы, вместо того чтобы ответить: «Спасибо», даете кредит кому-то другому. Или, при более серьезном разговоре, когда начальник высоко оценивает вашу работу за текущий период, вы начинаете ссылаться на заслуги и таланты людей, которым вы делегировали некоторые полномочия. Знакомая ситуация? И совершенно неправильная. В следующий раз, когда вы захотите ответить что-то в таком духе, напомните себе о том, как тяжело вам пришлось работать, чтобы достичь поставленной цели. Возможно, вы отказались от традиционных дружеских посиделок в баре или пару дней работали из дома по ночам. Проще говоря, это ваш комплимент, и вы его заслужили.
«Ну что вы, это совсем не так!»
Когда кто-то напоминает вам о том, какой вы удивительный человек, просто подумайте о том, что происходит у собеседника в голове. Вероятно, он настолько впечатлен тем, что вы сделали, что он переступил через себя (а это, возможно, было непросто), чтобы напомнить вам, насколько вы хороши, если вы вдруг по каким-то причинам забыли об этом. Но вместо того, чтобы искренне улыбнуться и поблагодарить его за доброту, вы начинаете спорить с ним, доказывая обратное. Странно, не правда ли?
«Реальность такова, что нас привлекают уверенные в себе люди, которые знают свои сильные стороны и уважают себя за них, — говорит Prevention.com психиатр Гейл Зальц. — Так что если непосредственное влияние умения принимать комплименты на самооценку не кажется вам убедительным фактором, приучите себя думать о них как о способе сделать приятное говорящему». Это, кроме того, поможет вам выработать реалистичный, но позитивный взгляд на себя.
«Серьезно? Вы на самом деле так думаете?»
Вас может беспокоить тот факт, что люди сочтут за высокомерие вашу привычку воспринимать любой комплимент за чистую монету. Но, на самом деле, необходимость уточнять серьезность каждого комплимента в вашу сторону будет выглядеть еще более нелепо. Важно понять, что признание ваших заслуг другим не делает вас высокомерным и не выращивает корону на голове — это просто факт. Интересно, что женщины значительно чаще возражают комплиментам, нежели мужчины. Эксперты полагают, это происходит потому, что их социализация долгое время проходила под властью стереотипа «женственная — значит, скромная и даже очень скромная».
«Ты и понятия не имеешь, о чем говоришь!»
Да, возможно, вы чувствуете, что недостойны сказанного вам комплимента — речь здесь снова идет о самооценке, которую не изменить в один момент. С другой стороны, попробуйте посмотреть на ситуацию под другим углом, чтобы раз и навсегда понять, почему отвечать в духе: «Да что ты в этом понимаешь!» ни в коем случае нельзя. Дело в том, что таким образом вы посылаете человеку сигнал о недоверии и/или некомпетентности (зависит от посыла комплимента). Так что после нескольких подобных ситуаций общение медленно, но верно сойдет на нет, так как вряд ли кому-то понравится, когда его регулярно обвиняют в поверхностном отношении. И исправить ситуацию будет сложно, даже если вы попытаетесь донести до собеседника, что совсем не то имели в виду.
Лера
Спасибо! Мне очень нравится именно эта рубрика: компактно,информативно,познавательно,да еще и полезно.